Сергей Короткий внешне ничем особо не выделяется среди сослуживцев. Разве что своей коренастой, крепко сбитой фигурой. Да балагуром его, не в пример иным летчикам, не назовешь: сидит, спокойно слушает собеседника, изредка вставит фразу-другую и снова молчит.
Зато о майоре всегда с удовольствием расскажут однополчане. Расскажут о том, как ходил он на своем Ми-24 один на один против «духовских» зенитных пулеметов. Вспомнят, как спасал он под Ботлихом свой вертолет после повреждения рулевых тяг и проводки путевого управления да еще и выводил машину аккурат на площадку наших войск.
Обязательно упомянут сослуживцы и о том, какой он скромняга в общении с друзьями, и какой «неудобный» офицер для начальства. Он из тех, кто всегда лезет к командирам со своими проблемами «в самое неудобное время», кто просит за подчиненных невозможное и — добивается своего…
Сергей на второй чеченской войне с самого ее начала. И даже немного раньше, если принять во внимание выполнение им задач в составе авиационной группы временной оперативной группировки Министерства обороны. Группировка эта обеспечивала режим безопасности в районах, прилегающих к Чечне, после вывода оттуда российских войск зимой 1996 года.
Когда в августе 1999-го банда Басаева и Хаттаба дерзким броском пересекла высокогорный перевал на границе с Дагестаном и захватила мирные села соседней республики, группа Короткого как раз несла дежурство на базовом войсковом аэродроме под Каспийском. Вертолетчики этого авиаотряда и стали первыми, кто вступил в бой с бандитами в районе печально знаменитых селений Тандо и Ансалта.
«15 августа 1999 года пара Ми-24 в составе: ведущий — майор Короткий С.Л., ведомый — капитан Чемирисов О.В., производила разведку целей в районе населенного пункта Тандо. Во время захода на боевой курс с левого фланга из полуразрушенного дома по боевой машине майора Короткого начала вести огонь ЗУ-2-23.
Проявив хладнокровие и решительность, тактически грамотно оценив обстановку, офицер сумел вывести группу из зоны огневого поражения и, используя рельеф местности, своим вертолетом выполнил повторный заход для нанесения удара по выявленной цели противника. С дальности 2,5- 3 км, применив весь комплекс управляемого вооружения, он уничтожил вражескую зенитную установку.
Через две секунды после ее взрыва взорвался склад с боеприпасами боевиков…
В результате одного боевого вылета майор Короткий С.Л. сумел уничтожить 2 ДШК, одну ЗУ-2-23, склад с боеприпасами и 16 боевиков. При этом из летного состава звена, выполнявшего боевую задачу, никто не пострадал».
Мечта стать боевым летчиком и летать непременно на вертолете зародилась у Сергея еще в детстве. Как-то весной над их деревенькой Ванелевичи, что в Копельском районе Белоруссии, пролетели невиданные доселе машины — не с крыльями, а с винтом. Это, как выяснилось позже, возвращались со своих первых занятий вертолеты Ми-24 из развернутого неподалеку авиаполка. Сергей будто заболел тогда, уже видя себя в кабине одной из этих машин. И когда подошел черед расставаться со школой, сомнений в выборе будущего пути у него не было — только военное авиационное училище.
Выбрал Короткий Сызранское высшее авиационное училище летчиков. Учился поначалу тяжело, напряженно — сказывалась слабая учебная база деревенской школы. Но взял себя в руки, подтянулся. А когда пришла пора долгожданных полетов, радости Сергея не было предела. Ведь это то, ради чего он, собственно, и пришел сюда, в училище летчиков. Сбылась сокровенная мечта паренька — он сел за рычаги управления боевой винтокрылой машины.
Короткий до сих пор помнит фамилию своего первого инструктора — Матурин. Тот самый Абяс Рустямович, что в каждом сезоне за одну вывозную программу курсантов терял до десяти килограммов собственного веса… Помнит нынешний майор и своего бывшего начальника училища — генерал-майора Алексея Федоровича Базарова.
Судьба свела двух бывших «сызранцев» уже в наше время в Северо-Кавказском военном округе. Одного — в качестве начальника армейской авиации СКВО, другого — в должности командира отдельной вертолетной эскадрильи буденновского авиаполка. Того самого полка, который и сегодня не выходит из боев, который потерял на первой и второй чеченских войнах лучших своих авиаторов, из которых многие — выпускники сызранского авиационного вуза.
«8 сентября 1999 года пара боевых вертолетов в составе: ведущий — майор Короткий С.Л., ведомый — майор Симонов А.Н., выполняла боевую задачу по авиационной поддержке передовых отрядов наступающих сухопутных и внутренних войск на восточной окраине населенного пункта Карамахи и северо-восточной окраине населенного пункта Чабанмахи.
Наступление федеральных сил сдерживала хорошо организованная оборона боевиков. При появлении вертолетов над полем боя бандиты временно прекратили огонь, чтобы не демаскировать свои оборонительные позиции. Несколько предпринятых с высоты 500-600 метров попыток установить точное месторасположение района обороны боевиков и вскрыть их основные огневые позиции успеха не принесли.
Тогда майор Короткий принял решение оставить вертолет ведомого в зоне дежурства на высоте 600 метров, а сам произвел барражирующий полет вдоль предполагаемой линии обороны противника на высоте 15-20 метров. Противник, поддавшись на хитрость летчика, открыл огонь по его машине.
Мастерство и грамотное использование боевых и маневренных возможностей вертолета, а также умелое применение тактических приемов на предельно малой высоте с использованием рельефа местности позволили летчику вскрыть огневые позиции противника. При этом вертолет майора Короткого получил повреждения. Через минуту, использовав полученные в результате разведки боем данные, артиллерия нанесла точечный сокрушительный удар по вскрытым позициям противника.
Были уничтожены 3 его огневые точки, 2 снайпера, что обеспечило успех наземной операции по окружению и уничтожению оставшихся боевиков в окрестностях населенных пунктов Карамахи и Чабанмахи».
В Сызранском летном Короткий решил всерьез заняться своей физической подготовкой. Да делал это так целеустремленно, что через какое-то время получил разряд мастера спорта по авиационному многоборью — специализированному виду состязаний, включающему в себя целых пять элементов различных спортивных дисциплин.
Здесь и лопинг («колесо» на турнике), и колесо гимнастическое, и стрельба из пистолета Макарова, и батут, и трехкилометровый кросс. (Он и сегодня, как игрушечную, подбрасывает вверх двухпудовую гирю, легко взлетает на турник, подтягивается, выполняет различные элементы). Старательного курсанта заметили. Обратили внимание на его успехи в учебе, на круглые пятерки в журналах, на хорошую выправку.
Как лучшему, ему доверили на выпускном курсе провести традиционный училищный ритуал — передать символический ключ от неба курсантам очередного набора. На выпуске вместе с дипломом об окончании военного вуза он получит из рук генерала золотую медаль…
А спустя восемь лет Короткого, уже выпускника Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина, пригласят в отряд российских космонавтов. Мог ли мечтать сельский паренек Серега Короткий, увидевший однажды вечером в небе над околицей своих Ванелевичей обычный вертолет, что судьба предложит ему взлететь (в прямом и переносном смысле) еще выше — в космос!
Но от лестного предложения майор тогда отказался. И отправился на Северный Кавказ продолжать службу. Одним махом сменил он радужные перспективы стремительного карьерного роста и гарантированного получения квартиры в престижном столичном микрорайоне на беспокойные гарнизонные будни и неустроенный быт в полковой общаге.
Короткий хотел проверить себя в будущих боях, в реальном деле. (А в том, что с Чечней «что-то будет», никто из северокавказцев в ту пору уже не сомневался.) Так проверял он позднее свой верный Ми-24 при каждом боевом вылете. Так проверяет и учит он своих ребят, с кем поднимал и поднимает сегодня винтокрылые машины в горячее фронтовое небо.
Из представления к званию Героя Российской Федерации:
«18 ноября 1999 года майор Короткий С.Л. выполнял боевой полет с задачей выявить группу боевиков, оказавших противодействие разведывательному подразделению федеральных войск в районе 2 км юго- восточнее населенного пункта Харачой. Под управлением передового авиационного наводчика «Ласточка-2″ (войска МВД) он производил разведку местности над северной окраиной населенного пункта Дарасой.
Во время облета лесного массива юго-западнее отметки 1192,0 на высоте 1 км с удаления 300 метров прямо по курсу из скрытого блиндажа по нему ударила зенитная установка боевиков. Отворот вертолета от цели означал в данном случае прямое попадание в боевую машину. Время полета до зенитной установки составляло 6-7 секунд.
Боевой опыт и тактическое мышление ведущего пары позволили в короткий срок принять единственно верное решение — уничтожить противника стрелково-пушечным вооружением с ходу. Дуэль воздушного бойца и наземного противника продолжалась 4 секунды. На удалении 50 м. от блиндажа ведущий пары дал команду ведомому — майору Обухову Р.М. на применение неуправляемых авиационных ракет под вертолетом ведущего и после произведения пуска выполнил отворот.
…Во время выполнения захода на боевой курс остекление кабины вертолета майора Короткого пробила пуля калибра 12,7 мм, она прошла в 5-7 см от летчика.
…Умело используя боевые возможности вертолета, применив весь комплекс вооружения, майор Короткий С.Л. обеспечил уничтожение одной зенитной установки противника, двух ДШК и девятнадцати арабских наемников».
Имея за плечами учебу в двух военных вузах, Короткий и сегодня следит за новинками в тактике действий авиационных подразделений, изучает соответствующую литературу, анализирует полученные из разных источников данные. Не случайно именно Сергею было поручено выступить с докладом на недавней научно-практической конференции по обобщению боевого опыта и оценке эффективности применения вооружений в Чечне. Говорил он о том, что вооружение наших штурмовых вертолетов необходимо решительным образом модернизировать, усилив огневую мощь «воздушных танков».
Боевой летчик обратил внимание на слабеющую маневренность винтокрылых машин, главным образом, из-за изношенности двигательных установок. Упомянул офицер в своем докладе и такие «мелочи», как отсутствие нормальных жилетов-разгрузок для пилотов и плохие защитные шлемы. Последние, по мнению майора, не обеспечивают в полете необходимого уровня шумоизоляции, а светофильтр не дает нормальной фильтрации солнечных лучей.
О проблемах Короткий говорил резко, откровенно:
— Где наши хваленые «Черные акулы», «Аллигаторы»? Да, эта техника есть. Но ведь она до сих пор не изучена, не освоена в войсках.
А потому остается для летчиков лишь красивой картинкой из рекламного проспекта. Стареют действующие вертолеты, теряются навыки у летного состава. Здесь, в Чечне, мы среднегодовой налет за месяц перевыполняем в два раза. Но ведь есть гарнизоны, где летчики и за год не дотягивают до минимально необходимого объема налета в 50 часов. Нет топлива, нет исправной техники. Неужели нужна война, чтобы летчик смог получить хоть какие-то навыки в своей работе? А какой из него, неподготовленного, боевой летчик на фронте?
Как-то во время одной из наших встреч у Сергея вырвалось: «Для военного человека война — это своего рода момент истины». И Короткий выдержал испытание войной, с блеском подтвердив свой высочайший профессионализм. В грозовом чеченском (а еще раньше — дагестанском) небе майор Короткий совершил 694 боевых вылета, уничтожил 34 единицы средств ПВО, 168 боевиков.
Участвуя в боевых действиях, прошел должности от командира звена до командира вертолетной эскадрильи. Подготовил к выполнению боевых задач 17 летчиков-операторов, 8 командиров вертолетов, 3 командира звена. Теоретически обосновал и личным примером доказал эффективность боевого применения вертолетов в горах с использованием сложных видов маневра. Одним из первых выполнил полеты на боевое применение по заданным целям ночью в условиях горной местности, освоил тактику вылетов группой на «свободную охоту»…
Сергей Короткий стал военным летчиком 1-го класса, кавалером ордена «За военные заслуги», гордостью своего полка и двух военных вузов, в которых учился. Но разве это повод остановиться? Совершенству нет предела. Пройдя путь от курсанта до профессионала высшей пробы, Сергей видит свою нынешнюю задачу в подготовке молодых авиаторов.
Хотя какой из него в тридцать два года «старик»! Коренастый, подтянутый, крепко сбитый, он будто все время в полете — сосредоточенный, напряженный. Но взгляд всегда теплый, как то весеннее небо, в котором он увидел однажды свой первый в жизни вертолет. Увидел — и навсегда заболел авиацией. Так что лучшим лекарством для Сергея Короткого теперь может быть только небо.
Дмитрий Семенов. Журнал Братишка № 1 2001