Катастрофа Ми-26 в Чечне 19 августа 2002 года — самая крупная авиакатастрофа в истории российских вооружённых сил. Произошла из-за поражения военно-транспортного вертолёта Ми-26 ракетой из переносного зенитного ракетного комплекса «Игла».
На борту вылетевшего из Моздока в Ханкалу вертолета Ми-26 находились 147 человек, 5 из которых – члены экипажа, а остальные – солдаты срочной службы и контрактники, летевшие заменить своих сослуживцев. Для них война в Чечне закончилась, так и не успев начаться.
Примерно в 16:10 по московскому времени военный вертолет Ми-26, который перевозил российских солдат из федеральной группировки войск, вылетел из Моздока.
В 16:54 он уже был в нескольких километрах от аэродрома Ханкалы, заходя на посадку. Неожиданно на высоте около 200 метров пилот вертолета услышал хлопок, после чего бортовые системы оповестили о возгорании правого двигателя.
Опасаясь, что огонь перекинется на второй основной двигатель, командир экипажа майор Олег Батанов пошел на снижение. Он успел сообщить на землю о пожаре двигателя и заходе на вынужденную посадку. Сажать вертолет пришлось на минное поле, защищавшее базу в Ханкале от атак со стороны чеченских муджахедов.
Все происходящее дальше стало для солдат страшным сном. При аварийной посадке вертолет сел не на шасси, а ударился о землю хвостом. От взрыва своих мин, на которые опустился вертолет, загорелись топливные баки. Российские солдаты, которые находились у дверей, успели выскочить до того, как вертолет загорелся, некоторые смогли выбраться через боковые и задние иллюминаторы.
Солдаты, пытавшиеся убежать от горящей машины, бросились в сторону жилых домов, и попали на минную полосу. Спасательная команда, прибывшая из Ханкалы, увидела страшную картину: те, кто выбирался из горящей машины, подрывались на минах. На помощь уже не спешили, оставалось просто наблюдать, как солдаты подрывались на минах .
Пока саперы проделали несколько проходов на минном поле, вертолет выгорел полностью, оставалось собирать тела мертвых и раненых . Жители расположенного поблизости поселка Мичурине говорили, что ни грохота от падения вертолета, ни взрыва никто не слышал: были только огромные клубы дыма.
19 августа стал страшным днем для русских солдат на месте погибли 117 человек . Кто-то умер в результате падения, кто-то сгорел заживо, а кто-то подорвался на минах. В последующие дни в больнице от полученных травм умерли еще 10 солдат.
В результате уничтожения Ми-26 число убитых достигло 127 человек. Все вертолетчики, включая майора Батанова, остались живы, поскольку кабина пилотов была герметична и защищена броней.
Как показали результаты проведенного расследования, в вертолет Ми-26 выстрелили из ПЗРК «Игла». Всего в подрыве вертолета участвовали 5 чеченских боевиков, которых лично спонсировал Шамиль Басаев, в 2001 году выделивший средства на покупку восьми зенитно-ракетных комплексов «Игла». В Чечню, по версии следствия, оружие было доставлено через Грузию.
Материалы СМИ того времени:
Винтокрылый трудяга Ми-26 с первых месяцев своего появления в войсках словно был создан для того, чтобы каждый казарменный или штабной остряк упражнялся на нем в изобретении кличек. Как обидно его только не обзывали: и «корова», и «крокодил», и «верблюд», и «горбатый», и даже «бегемот».
Размеры у машины действительно внушительные, корреспонденты «КП», пару лет назад возившие читательскую «гуманитарку» в Чечню, сами убедились, что это за махина. В сущности, летающий грузовой вагон, куда запросто можно набить роту служивого народу.
Командиру экипажа Ми-26 майору Олегу Батанову надо было доставить из Моздока в чеченскую Ханкалу роту сухопутных бойцов и отгулявших отпускников. Набралось под 120 человек, в основном сменщики уже послуживших и повоевавших. Лету от Моздока до Ханкалы не больше сорока минут. И «коридор» вроде был проверенный — внизу стояли свои войска.
До Ханкалы оставалось с полдесятка километров, когда машину тряхнуло и повело в сторону. Батанов сообщил на землю, что у него горит двигатель, и попросил разрешения садиться. Земля дала «добро». Высота была около 200 метров. Такую махину даже самый опытный ас легко не посадит. Была бы «корова» пустой или с грузом, можно было рискнуть, но тут люди…
Гигантская раненая машина почти два с половиной километра тянула к земле в клубах пламени — пылал керосин, которого в баках было почти под завязку. За эту «вторую» войну еще не было случая, чтобы вертолет с такой массой шел на посадку на одном двигателе. Очень похоже, что все это очень скоро назовут подвигом. Для стопроцентной реализации командирского решения экипажу не хватило километра.
Батанов выжал из машины все что мог — свирепо рычавший Ми-26 пытался создать хотя бы видимость посадки, чтобы не рухнуть камнем на землю. Вертолет ударился о землю хвостом, затем брюхом, в утробе которого кувыркались люди. Во время удара о землю машина треснула, мощно плюхнул керосин. Дальше — ад. Крики о помощи, дым, лютый росплеск огня, страшный запах горящих тел…
Первое, что сделал экипаж (кроме Батанова, еще четыре человека), — выбил покореженную дверь и стал выкидывать шокированных бойцов за борт. Но те, что были в середине и в конце салона, уже пылали живыми факелами. Их потом насчитают 85. Спасти удалось 35 — 37 человек. Точных цифр на момент подписания номера не знает никто.
Зато уже абсолютно точно известно, что это самая крупная авиационная катастрофа за обе чеченские кампании. Причина ЧП пока не установлена.
Рассматриваются две версии: самопроизвольное возгорание старого двигателя и огневое воздействие с земли. Говорят, даже среди мирных чеченцев есть два свидетеля, которые якобы видели след ракеты, выпущенной из ПЗРК (переносного зенитного ракетного комплекса). Но что было на самом деле, покажет следствие.
Реальность первой версии исключать тоже нельзя: сгоревшая машина была порядочно изношена, из разряда тех, о которых говорят, что она «из трех «вертушек» собрана». Износ вертолетов в Чечне уже такой, что каждый, кто поднимается в воздух, может смело считать себя смертником. Сколько уже об этом говорим? Аж с 1994 года. Политики и генералы сочувственно вздыхают. Министры плачутся — нет денег. А трухлявые вертолеты продолжают валиться с неба.
Виктор БАРАНЕЦ: Тактико-технические характеристики вертолета Ми-26 Вертолет Ми-26 армейской авиации Сухопутных войск — самый крупный и грузоподъемный в мире. Предназначен для перевозки грузов в грузовой кабине и на внешней подвеске, а также для десантирования личного состава и техники. Оснащен двумя турбовальными двигателями Д-136. Экипаж — пять человек. Взлетная масса — 49 500 кг. Максимальная нагрузка — 20 тонн. Крейсерская скорость — 260 км/час. Дальность полета с максимальной нагрузкой — 590 км. Вертолет оборудован рабочими местами для медперсонала и может принять 60 тяжелораненых. Выпускается в десантном, транспортном и санитарном вариантах. На военном сленге получил прозвище «корова».
С МЕСТА ТРАГЕДИИ «Мы ждали свежего пополнения…» — Замкомандующего нет! — кричит помощник сквозь помехи на линии. — Кто есть?.. Да никого ни хрена нет! Штаб пустой стоит, все уехали разбираться на место катастрофы… И так везде на базе Объединенной группировки в Ханкале.
О том, что разбился Ми-26 из Моздока, здесь узнали не по взрыву (хотя вертолет упал в двух километрах от базы), а по внезапно прекратившемуся кудахтанью его винтов.
Потом уже были доклады с командного пункта авиации, вереницы «уазиков» и бронетехники, пожарные машины. Трассу от Грозного до Гудермеса фактически перекрыли. Колесят по ней сейчас только правительственные да военные кортежи. Постоянно «висят» в небе вертолеты огневой поддержки Ми-24. То и дело взлетают и садятся Ми-8: мертвых и раненых свозят в Ханкалинский госпиталь не только по земле, но и по воздуху. А разговор вокруг один — ждали свежего пополнения, а получили обгоревшие трупы…
Сергей ГЕРАСИМЕНКО: Хроника вертолетных катастроф в Чечне за 2002 год 27 января в восьми километрах от станицы Шелковская Ми-8 взорвался в воздухе. Все 14 человек, находившиеся на борту, погибли. В их числе замминистра внутренних дел РФ по Южному федеральному округу Михаил Рудченко.
3 февраля пограничный вертолет Ми-24 с тремя членами экипажа вылетел в селение Тусхорой, чтобы доставить во Владикавказский госпиталь больных из Итум-Калинского погранотряда. Из-за плохой видимости вертолет повернул назад, на подлете к Ханкале с ним пропала связь. О судьбе экипажа до сих пор никаких данных.
7 февраля в Ханкале вертолет Ми-8 ВВС России при взлете потерял управление, упал на землю и загорелся. Пять спецназовцев, спасатель и фельдшер погибли. Причина крушения — технеисправность двигателя.
Источник «КП»
Список пассажиров, находившихся на борту вертолета Ми-26, следовавшего 19 августа 2002 года по маршруту Моздок — Ханкала, погибших в результате его катастрофы (не обнаруженных среди оставшихся в живых)
Подполковник Горбатенко О.М.
Подполковник Курачев В.А.
Подполковник Миллиятов Я.Г.
Подполковник Чернов А.А.
Майор Моисеев П.П.
Майор Пискунов А.А.
Майор Утинский А.В.
Капитан Брусницын А.В.
Капитан Волошин В.И.
Капитан Клименко С.Г.
Капитан Малышев А.А.
Капитан Петюк А.А.
Капитан Состин Р.В.
Ст. лейтенант Герасимов С.А.
Ст. лейтенант Кириллов М.В.
Ст. лейтенант Леонтьев С.Б.
Ст. лейтенант Масловский В.А.
Ст. лейтенант Митрофанов В.В.
Ст. лейтенант Руненко Д.А.
Ст. лейтенант Сонин А.С.
Лейтенант м/с Романов П.В.
Ст. прапорщик Бараковский А.В.
Ст. прапорщик Баранов В.Н.
Ст. прапорщик Булков В.И.
Ст. прапорщик Нессен П.Г.
Прапорщик Бондаренко В.Н.
Прапорщик Кирсанов Д.Н.
Прапорщик Матыцин В.В.
Прапорщик Робо В.В.
Прапорщик Самойлов А.А.
Рядовой Долгов С.А.
Рядовой Иванов С.Г.
Ефрейтор к/с Пушкарев А.Е.
Рядовой Наркевич А.Е.
Служащий РА Лямина В.Т.
Рядовой Борисов Б.С.
Рядовой Бруяко И.Г.
Рядовой Вавилов А.А.
Рядовой Войтов З.М.
Рядовой Дошин Д.Ю.
Рядовой Дурнев А.Ю.
Рядовой Дьяков С.Ю.
Рядовой Ефремов В.А.
Рядовой Игитов В.В.
Рядовой Карпушин Д.В.
Рядовой Кодинцев М.А.
Рядовой Козлов Д.В.
Мл. сержант Крылов Д.В.
Мл. сержант Кузнецов Р.И.
Рядовой Купчинский Д.А.
Рядовой Магат Э.П.
Рядовой Молочко Ю.И.
Рядовой Мухин В.А.
Рядовой Напалков В.М.
Рядовой Некипелов И.Н.
Рядовой Семенов В.Ю.
Рядовой Соловьев М.Н.
Рядовой Спирин А.А.
Рядовой Толмачев М.М.
Рядовой Третьяк И.И.
Рядовой Череванев А.И.
Рядовой Чипков Р.Н.
Мл. сержант Шапов М.А.
Мл. сержант Швалев А.В.
Рядовой Якимов А.Ю.
Рядовой Яковец А.М.
Рядовой Алиев Р.Т.
Рядовой Белопоменцев И.И.
Рядовой Воробьев М.Е.
Рядовой Компонец А.В.
Рядовой Крысин И.В.
Рядовой Назаров А.В.
Рядовой Непутин А.Н.
Рядовой Попов Ф.Б.
Мл. сержант к/с Алагова Н.Г.
Сын Алагов З.О.
Служащий РА Клименко Е.В.
Служащий РА Горюнов А.В.
Рядовой Багаутдинов Р.Г.
Рядовой к/с Герман А.В.
Сержант к/с Косухин А.А.
Рядовой Никонов И.Н.
Рядовой Шафигуллин Р.Р.
Рядовой Коршунов С.В.
Рядовой Харитонов В.Н.
Рядовой Буханов А.С.
Рядовой Комиссаров А.И.
Рядовой Шмелев А.С.
Мл. сержант Уразгалиев М.К.
Рядовой Азербаев Д.А.
Рядовой Алхимов С.В.
Рядовой Гафиатулин Ф.Р.
Рядовой Гончаренко А.С.
Рядовой Гончаров Д.С.
Рядовой Горбушов П.Ю.
Рядовой Грилев А.В.
Мл. сержант Киянов Р.Н.
Мл. сержант Нагибин А.С.
Мл. сержант Парышов А.В.
Рядовой Подоляк М.В.
Рядовой Смирнов А.Е.
Мл. сержант Соловьев Е.Е.
Рядовой Степанов Р.А.
Рядовой Сунцов К.В.
Рядовой Ширяев А.А.
Сержант Дульский Д.А.
Рядовой к/с Исмагилов Р.Р.
Рядовой к/с Разведов А.В.
Мл. сержант к/с Бакин А.А.
Рядовой Вафин Р.Р.
Рядовой Черкасов А.М.
Ефрейтор к/с Маслов И.Г.
Старшина к/с Родин А.С.
Рядовой Федосов С.П. (скончался в госпитале).
С идентификацией погибших тоже предстоят сложности. По словам военных, многие тела сильно обгорели, поэтому для их опознания потребуется время. В Ханкалу уже вылетели четыре эксперта 124-й лаборатории Минобороны и лаборатории Северо-Кавказского военного округа (СКВО), которым предстоит заниматься этим вопросом.
Среди пассажиров, погибших в Чечне во время катастрофы военного вертолета Ми-26, было пятеро военнослужащих Сочинской бригады связи — подполковники Владимир Курачев, Олег Горбатенко, майор Александр Утинский, прапорщики Валерий Булков и Валентина Роба.
— Я сидел в хвосте вертолета,— рассказывает 24-летний Марк Дьяченко, повар из ФАПСИ.— Нас там только двое осталось в живых. Наружу выбрался через кабину, только слегка обгорел. Две женщины сидели рядом, кажется, только одна выжила. Спасибо летчикам — грамотно посадили «вертушку», иначе все угробились бы…
Ефрейтора Дьяченко после катастрофы доставили в Ханкалу с ожогами верхних дыхательных путей и травмой головы. На следующее утро перевели из реанимационной палаты в общую, а затем отправили в Ростов. От госпитализации в ожоговый центр Москвы, на чем настаивали врачи, он отказался.
В Ханкалу ефрейтор Дьяченко летел в компании с пятью сочинцами — все они были контрактниками и должны были заменить товарищей, отслуживших в Чечне два месяца. Подполковник Владимир Курачев, подполковник Олег Горбатенко, майор Александр Утинский, старший прапорщик Валерий Булков, прапорщик Валентина Роба погибли.
У Валерия Булкова, который в армии уже 33 года, оба сына служат офицерами в его же части.
Все военнослужащие дружили семьями и часто вместе отдыхали. Последний раз шумной компанией выезжали на пикник в начале августа в Кавказские горы. Как всегда, делали шашлыки, играли в волейбол, пели песни. Долго уговаривали Валентину Робу, которая работает заведующей столовой, пожарить мясо, но та отшучивалась: «У меня фирменные блюда — голубцы и фаршированный перец». «Получилось, в тот раз как будто попрощались со всеми»,— вспоминает ефрейтор.
Остальные пострадавшие до сих пор находятся в шоке. Воспоминания о происшедшем у них весьма обрывочные.
— Летели… В воздухе взорвались…— говорит 20-летний рядовой Степан Романов.— Вот, наверное, и все, что могу вспомнить.
— Я уже во второй раз в Чечне. Летел заключать новый контракт,— рассказал 20-летний сержант Руслан Халиков.— Потом яркая вспышка и пламя. Сильно обгорели руки и ноги…
В госпитале скончался рядовой 20-го мотострелкового полка Сергей Федосов, ставший 115-й жертвой авиакатастрофы. По словам врачей, он получил ранения, не совместимые с жизнью.
Как рассказал корреспонденту Ъ начальник Центра анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии ростовского военного госпиталя Леонид Капитонов, у них на лечении находятся 25 из 33 пострадавших при катастрофе. Самое тяжелое состояние, по словам врачей, у рядового Владимира Хрущева, который в реанимации. Сложное — у рядовых Сергея Бондаря, Александра Щербакова и Валентина Цыплятникова, а также у прапорщика Михаила Попова.
Участник бандгруппы, сбившей 19 августа 2002 года над Ханкалой вертолет Ми-26 приговорен к пожизненному заключению, передает «Интерфакс». В результате теракта тогда погибли 127 человек.
Приговор Докке Джантемирову был вынесен в четверг в Ростовском областном суде. Боевик признан виновным по шести статьям УК РФ, в том числе 205-й («терроризм»), 105-й («убийство»), 209-й («участие в вооруженной группе»).
Суд также принял постановление о выплате пострадавшим компенсаций в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Потерпевшие, однако, остались недовольны приговором в части удовлетворения своих исков.
По словам их представителя Андраника Абаджяна, скорей всего, вердикт суда будет обжалован, так как иски к Минобороны РФ и Минфину Чечни суд не удовлетворил. Кроме того, потерпевшие считают недостаточным наказание боевику и настаивают на смертной казни.
Источник «Коммерсант»