Нарастание террористической и криминальной активности на Северном Кавказе не может не беспокоить страны Южного Кавказа, прежде всего Азербайджан и Грузию. Тем более что ситуация в этом неспокойном регионе России, как и прогнозировалось, день ото дня становится все более неуправляемой. Деятельность военного подполья, наблюдаемая в последнее время, позволяет утверждать, что эскалация насилия будет идти все же по нарастающей.
Безусловно, Москва каждый раз ищет зарубежный след, точнее сказать, «интересы» стран в происходящих событиях. И каждый раз из Кремля следуют соответствующие заявления со списком стран, которые непосредственно заинтересованы в дестабилизации региона. Что примечательно, в числе этих стран почти каждый раз упоминается Азербайджан, через территорию которого якобы поступают денежные средства для бандитских формирований на Северном Кавказе. Сразу же отметим, что об этом не раз упоминалось в докладах правоохранительных органов РФ, однако по факту ни одного уголовного дела не было возбуждено. Одним словом, идет поиск виноватых, и эти виноватые по классическому российскому сценарию должны действовать из-за рубежа.
В последний раз Азербайджан упоминался в сводках о контртеррористических операциях в начале этого года. Так, по сообщению российских СМИ, 31 декабря 2009 года сотрудниками спецслужб были проведены операции по ликвидации главарей дагестанского бандподполья. За два часа до наступления Нового года в ходе проведения оперативно-боевого мероприятия сотрудники УФСБ России по РД совместно с МВД по РД в городе Хасавюрте попытались остановить подозрительную автомашину «ВАЗ».
Лица, находившиеся в ней, открыли огонь из автоматов по сотрудникам правоохранительных органов. Ответным огнем были уничтожены четверо бандитов. При осмотре автомашины, в которой следовали бандиты, было обнаружено и изъято значительное количество автоматов, патронов к ним, гранат, обмундирования и снаряжения для горно-полевой жизни, а также 45 сотовых трубок с пометками имен членов бандподполья и 7 флеш-карт. Но самое интересное — это записная книжка одного из бандитов с так называемым «расходником» — отчетом об использовании вымогаемых с известных предпринимателей республики денежных средств. Кроме того, как свидетельствуют документы, значительную часть средств дагестанское бандподполье получает по нелегальным каналам из Саудовской Аравии, Турции, Грузии и Азербайджана. Начнем с того, что упоминание Грузии в списке стран, из которых подполье на Северном Кавказе получает средства, «понятно». Между этими двумя странами более чем прохладные отношения.
К слову сказать, буквально на днях заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник Аркадий Еделев сообщил, что МВД России располагает документами, подтверждающими подготовку на территории Грузии террористической группы для переброски на Северный Кавказ.
Он отметил, что его ранние заявления по этому поводу «были даны прессой как официальное заявление об активизации деятельности террористов на территории Российской Федерации со стороны Грузии. Это основывается на документальных фактических данных».
Как передает «Интерфакс», замминистра отметил, что 16 июля 2009 года при незаконном пересечении азербайджано-российской границы был ликвидирован один боевик и еще двое были задержаны. Они, по словам Еделева, признались в намерении добраться до Панкисского ущелья с целью подготовки и переброски в Чечню и Северную Осетию.
Ранее сообщалось, что замглавы МВД РФ на коллегии, посвященной итогам работы МВД Северной Осетии, заявил о том, что «на военных базах в Грузии под руководством иностранных инструкторов готовят террористические группы для осуществления терактов на территории Российской Федерации. Прежде всего регионы, которые они рассматривают в качестве боевых, способных дестабилизировать обстановку в целом на Северном Кавказе и на юге России, — это Северная Осетия, Ингушетия, Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия».
В Грузии, естественно, эти обвинения назвали абсурдными. Обвинения со стороны России, что якобы Грузия укрывает группы боевиков, являются частью тех попыток Москвы, которые ставят своей целью возникновение напряженности у границ Грузии, говорится в комментарии, опубликованном на веб-странице Министерства иностранных дел Грузии. «Ясно, что Кремль ищет повод для максимального напряжения ситуации на границе с Грузией и пытается создать фон для осуществления военных провокаций против суверенного государства», — говорится в комментарии директора аналитического департамента Министерства внутренних дел Грузии Шота Утиашвили. Шота Утиашвили заявил, что эти высказывания «абсурдны и являются попыткой скрыть собственные преступления и проблемы». То есть идет информационная война между двумя странами, и если упоминание Грузии как-то укладывается в «логику» всего того, что мы наблюдаем в российско-грузинских отношениях, то обвинение в адрес Азербайджана, на первый взгляд, может показаться, попросту говоря, неадекватным. Но все же, причем здесь Азербайджан?
Ведь, по логике, в стабильном Северном Кавказе, кроме самой России, заинтересован прежде всего Азербайджан. Ибо происходящие в этой части Российской Федерации процессы тысячами нитей связывают регион с Азербайджаном. Поэтому внутриполитическая нестабильность на Северном Кавказе, и в особенности в Дагестане, не выгодна Азербайджану с точки зрения своих национальных, политических и экономических интересов. Интересам Азербайджана, безусловно, отвечает обеспечение стабильности в регионе на основе развития тесных партнерских отношений с Россией. Любой дестабилизационный сценарий на Северном Кавказе может иметь для Азербайджана самые тяжелые последствия, особенно с учетом того, что конфликты на Южном и Северном Кавказе взаимосвязаны и во многом неотделимы друг от друга. То есть в Азербайджане прекрасно понимают, что, если Северный Кавказ все же превратится в кризисную зону и очаг террористической угрозы, это угроза не только для России, но и для нашей страны. К примеру, в середине лета прошлого года была предотвращена попытка незаконного нарушения границы Азербайджана организованной вооруженной группировкой из 6-7 неизвестных лиц.
Тогда члены организованной вооруженной группировки открыли огонь по пограничному наряду, в результате чего был ранен азербайджанский пограничник.
Следует сказать, что азербайджанская сторона всегда с пониманием относилась к ситуации на Северном Кавказе и при случае говорила именно о совместных операциях с российскими спецслужбами. С другой стороны, Азербайджан присоединился ко всем международным конвенциям по борьбе с терроризмом, которые, кроме всего прочего, подразумевают и обмен информацией между странами по данной проблеме. Более того, между силовыми структурами Азербайджана и России существует двусторонняя договоренность по взаимной правовой помощи и обмену информацией, исчерпывающей помощи в уголовном и гражданском производстве, по административным расследованиям, запросам и процедурам, относящимся к терроризму, террористическим актам и террористическим организациям.
Непонятно и другое. Сегодня, как говорят российские эксперты, позитивный характер политических отношений между Россией и Азербайджаном может явиться серьезным фактором стабильности не только в регионе Южного Кавказа, но и на Северном Кавказе. Это якобы понимают и в Москве, и в Баку. Но тогда почему такого рода обвинения звучат в России? Нельзя забывать и о том, что для России, кроме всего прочего, важно обеспечить беспрепятственное и безопасное использование транзитного потенциала Азербайджана в целях обеспечения нормального функционирования стратегического транзитного коридора Север-Юг, а после августовских событий — и поддержание партнерских отношений с Ираном. Одним словом, без урегулирования региональных, этнических и вооруженных локальных конфликтов на Северном Кавказе России трудно обеспечивать безопасность и конкурентоспособность прокачки каспийских нефти и газа, других транспортных магистралей.
С другой стороны, задача обеспечения военно-политической безопасности в Прикаспийском регионе является приоритетной для Кремля в том плане, что сегодня, например, Дагестан является не только ключом к стабильности во всем регионе, но и воротами на Каспий. В дагестанских портах находятся пункты базирования Каспийской военной флотилии — главного инструмента военно-политического влияния Москвы на Каспийском море. Дагестанское побережье и его инфраструктура — это серьезный ресурс российского влияния в Центрально-Азиатском регионе. Дестабилизация Дагестана неизбежно обернется для России утратой контроля над Каспием и Северным Кавказом. А это сразу поставит под вопрос все экономические проекты, связанные с Каспийским регионом, в которых Кремль непосредственно заинтересован. Разумеется, сегодня действительность такова, что на современном этапе сильная позиция Азербайджана сделала невозможной реализацию ни одного сколь-нибудь значительного проекта в регионе без его участия. Азербайджан превратился не только в страну, где находят решения такие региональные проблемы, как сооружение современной сети транспортно-коммуникационных магистралей, направление транспортировки природных ресурсов, но и в место, где фактически формируется новая система безопасности в регионе. Поэтому от позиции Азербайджана по тем или иным региональным вопросам сегодня во многом зависят условия и эффективность их решения.
Получается, что упоминание Азербайджана в списке стран, из которых поступает финансовый поток для подполья на Северном Кавказе, делается неспроста.
К примеру, в интернет-пространстве функционирует сайт, который посвящен «моджахедам» из Азербайджана, якобы участвующим в боевых действиях на территории Северного Кавказа. Кстати, на этот сайт сделана ссылка на российском портале lenta.ru, где размещена статья о суде над обвиняемыми в подрыве «Невского экспресса». Все наши попытки узнать об этом сайте более подробную информацию в определенных кругах Азербайджана не увенчались успехом и по одной лишь причине — про него никто ничего не знает. На этот сайт нет ссылок на других сайтах подобного рода. То есть если «моджахедские» сайты по понятным причинам стараются «рекламировать» подобные себе сайты с вполне конкретной целью, таким образом, удается «расширить аудиторию», то есть получается, что этот сайт они за своего не считают.
Что интересно, данный «азербайджанский» сайт пестрит видеороликами о якобы обращениях или заявлениях азербайджанских «моджахедов». При просмотре же оказывается, что в этих заявлениях нет и слова ни об Азербайджане, ни об азербайджанцах, «воюющих» на Северном Кавказе. Приходится задумываться: а кому нужен такой провокационный сайт?