Их удалось обнаружить в результате совместной экспедиции, организованной движением «Забытый полк» и Комитетом по делам воинов-интернационалистов. Еще в прошлом году нам стало известно приблизительное место захоронения советского десантника, погибшего при проведении одной из первых войсковых операций в Панджшерском ущелье. Признался в этом один из бывших моджахедов Мохаммад Олим, участвовавший в том бою осенью 1982 года.
По его словам, при высадке советского десанта в районе Ахангаран он видел, как раненых и убитых военнослужащих эвакуировали вертолетами. Однако один солдат, которому перебило ноги, не смог самостоятельно передвигаться, и упал, покатившись со склона горы. Товарищи так и не смогли к нему приблизиться из-за плотного огня моджахедов.
После того, как закончился бой, моджахеды пошли осматривать местность, чтобы собрать брошенное оружие и наткнулись на истекающего кровью десантника. Его принесли в штаб, но оказать медицинскую помощь тяжело раненому десантнику, как утверждает Олим, моджахеды не могли – у них в отряде не было врача. Поэтому они решили пристрелить умирающего советского солдата, чтобы прекратить его мучения. Тело убитого десантника спрятали в расселину, чтобы его не смогли обнаружить с воздуха. А по земле сюда больше никто из наших не поднимался – слишком далеко и рискованно.
Двадцать пять лет пролежал в этой расселине замученный душманами советский солдат. О том, что десантника буквально растерзали перед смертью, видно по фрагментам черепа, расколотого прикладом. Ему выбили передние зубы, а те, что остались, расколоты сильным ударом. Так это было, или иначе, проверить уже нельзя.
13 июля 2007 года наша группа проследовала вверх по ущелью Шаоба до реки Архангаран к месту, где 25 лет назад было оставлено тело убитого десантника. Под большим камнем издалека белел череп и фрагменты небольших костей. Ни обмундирования, ни обуви, никаких других вещей не было. Мохаммад Олим предположил, что часть останков могло унести водой при таянии снега на горах – место гибели десантника находилось на высоте около трех тысяч метров — на краю ледника.
Мы собрали останки в пластиковый пакет и стали спускаться вниз. Под ногами катались позеленевшие от времени гильзы — возможно, оставшиеся здесь еще с того самого боя. На следующий день останки солдата были доставлены в Кабул для передачи в российское посольство. Оттуда их самолетом доставят в Москву для проведения ДНК-экспертизы. По нашим данным, они могут принадлежать одному из четырех военнослужащих, пропавших без вести в Панджшере.
Десантником был только один — Юра Александров из Тамбова. Но окончательное слово — за судебно-медицинской лабораторией Минобороны России.
Александров Юрий Дмитриевич, рядовой, род. в 1962 в г. Тамбов. Русский. Призван 30.4.81 Советским РВК Тамбова.
В Республике Афганистан с июля 1981.
Пропал без вести 8.9.1982 в провинции Панджшер.