Одноместный ударный вертолет Ка-50 уступил в битве технологий двухместному Ка-52 «Аллигатор»
ВВС
России отказались от закупок легендарного ударного вертолета Ка-50
«Черная акула». Как рассказали «Известиям» в штабе ВВС, в госпрограмме
вооружений до 2020 года закупки Ка-50 не запланированы. Шесть оставшихся
машин продолжат службу в качестве учебных, но в боевой строй не
вернутся.
Сейчас одноместные боевые вертолеты Ка-50 собраны в
учебном центре в Торжке, где проходят переподготовку летчики армейской
авиации. На Ка-50 вертолетчики осваивают пилотирование Ка-52, которое
почти ничем не отличается.
Роковую
роль в отказе от Ка-50 сыграло отсутствие второго пилота: один летчик
не может и лететь, и стрелять. А уровень автоматики пока не позволяет
отдать управление вооружением компьютеру.
— В одноместном
вертолете летчик вынужден управлять и вертолетом, и сложным вооружением.
В двухместном Ка-52 один пилот ведет вертолет, а другой стреляет. Это
повышает и безопасность управления, и точность стрельбы. Поэтому
предпочтение было отдано «Аллигатору», — пояснил «Известиям»
представитель ВВС России.
Кроме того, в Ка-52 реализовано двойное
управление — у каждого летчика есть рукоятка управления и педали. Если
одного из них ранит или убьет, другой выведет машину из боя.
Главный
редактор еженедельника ЦАГИ «Авиационная и ракетная техника» Иван
Кудишин пояснил, что в отличие от Ка-50 Ка-52 может использоваться как
командирский вертолет: вместо наводчика в кресле второго пилота может
сидеть командир звена или эскадрильи.
— Из кабины Ка-52 командир
может наводить на противника другие машины, распределяя между ними цели.
Благодаря этому эффективность операции резко возрастает — вертолеты
получают возможность поразить больше целей и с большей точностью, —
пояснил он «Известиям».
Всего в войска было передано около 10
вертолетов Ка-50, из них могут подняться в воздух не более шести машин.
Остальные либо уже списаны, либо используются как учебные пособия при
подготовке техников, которые должны будут обслуживать близкий по
конструкции Ка-52.
Летающие Ка-50 используются в Центре боевой
подготовки в Торжке в учебных целях в ходе переподготовки пилотов на
Ка-52, которые в настоящее время производятся серийно — уже сейчас ВВС
заказали больше 100 таких машин.
Одноместная схема в свое время
стала «гвоздем» Ка-50. Предполагалось, что современная система
управления вооружением позволит компенсировать отсутствие на борту
второго члена экипажа — пилота либо оператора систем вооружения. Однако
добиться этого не удалось.