По
сообщениям ряда отечественных и зарубежных СМИ, в ходе боев в Триполи
были захвачены воевавшие на стороне сил Муаммара Каддафи более 250
наемников, среди которых якобы оказалось много выходцев из Украины.
Другие источники оценили ситуацию более скромно, уточнив, что наших
плененных соотечественников всего 15. Правда, в нашем МИДе уверяют, что
вообще не располагают никакими данными, подтверждающими данную
информацию, и проверяют ее. В этом нет ничего удивительного, так как
наемники всегда были одной из самых любимых тем массмедиа. К тому же
часто их сообщения сопровождаются поверхностно-сенсационным изложением
событий без попыток проникнуть вглубь этого явления.
1.Информация к размышлению
Информация об «участии» украинских наемников в ливийском конфликте
циркулировала с самого его начала. Еще 22 февраля американское издание
Stratfor со ссылкой на свои источники в регионе сообщило, что «украинцы
пилотировали ливийские «МиГи», обстреливая протестантов». Но факты,
подтверждающие это, достоянием общественности не стали.
По мере развития событий в Ливии «украинский след» стал появляться
все чаще. Например, 23 августа в Твиттере сотрудница американского
Channel 4 News Сара Корп написала: «Ливийские повстанцы захватили
украинских наемников, которые якобы воевали на стороне лидера Ливии
Муаммара Каддафи. Видела 10 или 11 мужчин, которые маршировали по
площадке Национальной нефтяной корпорации с руками, поднятыми к голове.
Командующий повстанцами говорит, что это украинские наемники».
Через несколько дней представители Переходного национального совета
сообщили, что в ходе боев за столичный квартал Абу-Салим захватили в
плен около 200 человек, в основном наемников из африканских стран. Также
были задержаны несколько десятков снайперов, 15 из которых, как
утверждают представители совета, граждане Украины.
Кстати, речь идет не только о наших соотечественниках. Попадаются
упоминания и о соседях, в частности белорусских военных специалистах,
выполняющих обязанности советников командиров военных частей и
подразделений. Хотя наемники из Беларуси «работают» в Ливии по
индивидуальным контрактам и с министерством обороны РБ их деятельность
не связана.
До начала вооруженных столкновений в Ливии работали около 500
белорусских военных советников. По словам сотрудника посольства Беларуси
в Триполи Георгия Громыко, часть их, в основном высокопоставленные
военные, эвакуировались из страны. Среди них могли быть и сотрудники
белорусского ГРУ, а также офицеры частей сил специальных операций и т.п.
2. Подводная часть айсберга
Традиционно наемники не привязаны к какому-либо региону мира. Они
прибывают из многих стран и действуют там, куда отправляют их
«работодатели». Раньше их деятельность была связана главным образом с
Африканским континентом, но в последние годы «солдат удачи» встречали в
южной части Тихого океана, Центральной Америке, на Балканах, в Азии и на
Кавказе. Их нанимают, и они воюют за плату в конфликтах, к которым не
имеют непосредственного отношения.
Роль наемников стала заметной после деколонизации в 60-е годы
прошлого века, когда их привлекали для борьбы с национальными
освободительными движениями и осуществлением права на самоопределение
народами, находящимися под колониальным господством. Их также
использовали с целью дестабилизации новых независимых правительств, при
этом они нередко сражались на стороне вооруженных оппозиционных групп,
поощрялись как союзники.
После «холодной войны« появились новые категории наемников,
изменилась их деятельность. Источником конфликтов стало возрождение
крайнего национализма, этнической и религиозной нетерпимости. Кроме
того, с ослаблением идеологических разногласий могущественные
государства меньше заботились об усилении своего влияния за пределами
близлежащего региона и, как следствие, меньше прибегали к проведению
операций за рубежом, особенно с участием собственных вооруженных сил.
Это и оживило спрос на услуги наемников. Появились частные компании по
обеспечению безопасности и оказанию военной помощи, продаже самых
разнообразных услуг, в том числе и наймом военных специалистов для
участия в боевых действиях.
Мне пришлось встречаться с людьми, которые не понаслышке знакомы с наемничеством. Их условно можно разделить на несколько групп.
Одни, как правило, бывшие офицеры, находили бывших сослуживцев и
оказывали им посреднические услуги в «трудоустройстве» за рубежом «по
специальности». Другие в той или иной мере были причастны к торговле
оружием или продукцией двойного назначения, в том числе для «армий
наемников». Третьи в качестве частных лиц находили легальный способ
получить контракт от госструктур на оказание услуг военного характера,
официально не связанных с непосредственными военными действиями
(советники, консультанты, преподаватели военно-учебных заведений и др.).
Четвертые официально или полуофициально стали сотрудниками частных
военных компаний. И пятая группа – это наемники в прямом значении этого
слова. Существуют также и «экзотические варианты», например служба в
Иностранном легионе Франции.
Можно даже говорить о массовом характере вышеупомянутой
деятельности. Например, на вспомогательных судах Черноморского Флота
России большинство членов экипажа – украинские граждане. Но это не
помешало им участвовать в российско-грузинском конфликте в августе 2008
г. и выполнять другие задачи, возложенные на ЧФ.
3. Закон гласит
Проблема наемников беспокоит международное сообщество давно.
Неслучайно в резолюции Комиссии по правам человека о назначении
специального докладчика по вопросам наемничества №1987/16 написано:
«…деятельность наемников противоречит основным принципам
международного права и серьезно затрудняет процесс самоопределения
народов».
За последние 20 лет ООН и ее органы приняли более 100 резолюций,
осуждающих деятельность наемников и тех, кто их использует. В 1989 г.
Генеральная Ассамблея приняла Международную конвенцию о борьбе с
вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников.
Организация африканского единства (ОАЕ) также приняла многочисленные
резолюции по данному вопросу, а в 1977 г. – Конвенцию о ликвидации
наемничества в Африке.
Украинское законодательство запрещает нашим гражданам участвовать в
вооруженных конфликтах с целью получения материального вознаграждения. В
частности, ст. 447 Уголовного кодекса предусмотрено следующее
наказание:
— вербовка, финансирование, материальное обеспечение, обучение
наемников с целью использования в вооруженных конфликтах других
государств или насильственных действиях, направленных на свержение
государственной власти или нарушение территориальной целостности, а
также использование наемников в военных конфликтах или действиях
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет;
— участие без разрешения соответствующих органов государственной
власти в вооруженных конфликтах других государств с целью получения
материального вознаграждения наказывается лишением свободы на срок от
пяти до десяти лет.
В Комитете ВР по вопросам национальной безопасности и обороны
считают вполне возможным, что украинские, российские или белорусские
наемники участвуют в вооруженном конфликте в Ливии: «Поскольку в армиях
этих стран прошло сокращение на сотни тысяч, и многие ставшиеся не у дел
военные пытаются найти работу».
Народный депутат, экс-глава следственной комиссии ВР по
расследованию поставок в Грузию украинской военной техники Валерий
Коновалюк намерен инициировать в парламенте рассмотрение вопроса об
участии украинских граждан в военном конфликте в Ливии: «Безусловно,
мы помним о событиях в Грузии, в других… точках, где участвовали наши
граждане… Поскольку это повторяется, то необходимо выяснить,
насколько это превратилось уже в систему и почему граждане Украины
принимают участие в боевых действиях за пределами нашего государства.
Поэтому, я думаю, было бы целесообразно, чтобы парламентское
расследование также нашло ответы на эти вопросы. Нет никаких оснований
обвинять государство или определенные государственные структуры в том,
что находятся граждане Украины, которые добровольно отправились в Ливию
за определенную плату воевать на стороне Муаммара Каддафи. Вместе с тем
это является нарушением национального законодательства…».
4. Вариант решения проблемы — ЧВК
Лучшим способом решения проблемы участия украинских граждан в
вооруженных конфликтах в качестве наемников было бы государственное
регулирование и поддержка деятельности частных военных компаний.
Ведь не секрет, что сотни тысяч наших соотечественников имеют опыт
службы в силовых структурах. Для многих из них работа военного или
правоохранителя – единственное, что они умеют хорошо делать. Не найдя
себя в гражданской жизни, они могут стать потенциальными «клиентами»
«работодателей», вербующих в «горячие точки». Поэтому цивилизованные
страны нашли выход в поддержке создания и деятельности частных военных
компаний (ЧВК).
Тем более что в современных войнах, конфликтах и миротворческих
операциях ЧВК наряду с формированиями вооруженных сил становятся
реальными субъектами, действуя в большинстве случаев в рамках правового
поля. По мнению экспертов, подобные компании со временем будут играть
все большую роль в военных конфликтах, что подтверждают события в Ираке и
Афганистане, где ЧВК в значительной степени взяли на себя функции армии
и полиции. Аналогичная картина и на территории бывшей Югославии: в
Хорватии (1991-1995 гг.), Боснии и Герцеговине (1992-1995 гг.), Косово и
Метохии (1998-1999 гг.), а также в Южной Сербии и Западной Македонии
(2000-2001 гг.).
ЧВК востребованы международными организациями и госструктурами.
Например, в разведуправлении МО США еще в июне 1997 г. на закрытом
совещании, посвященном вопросу «приватизации функций по обеспечению
национальной безопасности», пришли к выводу: в ближайшие десятилетия
так называемые частные военные компании станут основным инструментом
реализации политики Вашингтона и его союзников в сфере военной
безопасности за рубежом.
В большинстве случаев ЧВК представляют собой как небольшие фирмы,
так и крупные коммерческие корпорации, предлагающие консультационные и
другие спецуслуги, связанные с решением задач в условиях войн и
конфликтов, а также с их подготовкой. Например, известная американская
частная охранная фирма Black Water (сейчас она называется ХЕ Services)
фактически представляет собой небольшую, хорошо вооруженную и
подготовленную частную армию численностью около 21 тыс. человек.
Считается, что ЧВК впервые появились во время Второй мировой войны,
однако геополитические изменения, произошедшие в армиях многих стран
после окончания «холодной войны», привели к быстрому развитию частной
военной индустрии. По некоторым оценкам, в настоящее время существует
свыше 3000 таких компаний, которые предлагают свои услуги в более чем 60
странах. Довольно активно они работают в Африке, например в
Сьерра-Леоне, Либерии и Анголе. На Черном континенте действуют примерно
90 частных фирм «обеспечения безопасности», которые охраняют
нефтедобывающие компании и другие структуры, преимущественно западные.
Правительства африканских стран, на территории которых работают
нефтедобытчики Анголы, требуют от них собственного обеспечения
безопасности, что дает возможность ЧВК, имеющим на вооружении авиацию и
даже тяжелую военную технику, работать на вполне законных основаниях.
Многие фирмы, специализирующиеся на охранных функциях, защите персонала и
имущества и при этом не участвующие в боевых действиях (по крайней мере
официально), предпочитают называть себя частными охранными компаниями.
Хотя во время вооруженных конфликтов сложно отличить боевую функцию от
охранной.
Работают ЧВК под весьма плотным контролем спецслужб, прежде всего
американских и британских. Кроме того, самостоятельно противостоять
хорошо вооруженному противнику частные компании зачастую не в состоянии,
поэтому заручаются поддержкой регулярных воинских частей, в первую
очередь спецназначения. Да и в самих ЧВК предпочтение при
трудоустройстве отдается ветеранам сил специального назначения. Нередко в
такие организации привлекают и военнослужащих спецназа, специально
берущих для этого отпуска. В частных компаниях они получают от 200 до
1000 (иногда и больше) долларов в день, тогда как даже в армии США
денежное содержание солдат и сержантов колеблется от 1000 до 4000 долл. в
месяц.
Известны случаи, когда ЧВК вмешивались в политические события.
Например, благодаря подписанию контракта с израильской частной военной
компанией Levdan президент Конго-Браззавиля сумел сместить военный блок,
лояльный предыдущему президенту.
Украинским аналогом зарубежных ЧВК являются негосударственные фирмы,
обеспечивающие безопасность бизнеса, предоставляющие охранные и другие
близкие по содержанию услуги. Опыт работы, профессионализм персонала и
техническая оснащенность позволяет отдельным фирмам предлагать свои
услуги за пределами страны. Есть удачные примеры упомянутого
сотрудничества. Например, одна фирма, активно предлагающая услуги по
спецподготовке сотрудников силовых структур, уже имеет опыт подготовки
элитных спецподразделений в Венесуэле. Некоторым фирмам предлагали
предоставлять услуги на Африканском континенте, но этому препятствуют не
только конкуренция аналогичных структур других стран, но и
нестабильность в данном регионе, вероятность того, что местные власти
создают невыгодные условия и жесткий контроль за деятельностью
иностранных компаний, различные юридические сложности. Кроме того, в
нашей стране пока не отлажен механизм оплаты, страховки и обеспечения
личной безопасности сотрудников ЧВК.
Мировой опыт показывает, что ЧВК могут создаваться и становиться успешными только благодаря открытой или скрытой господдержке.
Достаточно посмотреть, кто возглавляет некоторые ЧВК, чтобы убедиться:
без админресурса и даже коррупции здесь не обошлось. Например, одной из
самых известных в мире американских ЧВК МРRI управляют бывшие
высокопоставленные военные: генералы К. Вуоно (бывший начальник штаба ВС
США во время операции в Панаме и «Бури в пустыне»), Э. Сойстер (бывший
глава разведуправления минобороны США) и Ф. Крезен (бывший главком ВС
США в Европе).
5. Личные наблюдения
Как работают ЧВК, мне приходилось видеть во время зарубежных
командировок. В Ираке, например, военнослужащим в зоне конфликта не
приходилось беспокоиться о бытовых вопросах – было кому этим заниматься.
В американской и других западных армиях все вопросы обеспечения
(питание, стирка, уборка, транспортное обслуживание, досуг, охрана
базовых лагерей) даже в зоне боевых действий возложены на частные
гражданские фирмы, одна из наиболее известных – KBR. На низовые
должности такие компании набирают, как правило, выходцев из стран
третьего мира, согласных за небольшую зарплату работать в «горячих
точках».
А в Багдаде пришлось наблюдать, как сотрудник частной военной
компании ЕОD Technology, которая обеспечивала безопасность передовой
операционной базы, где мы жили, ночью уснул на посту. Незадачливого
охранника родом из Уганды сняли с дежурства и отослали в жилой трейлер.
Утром руководитель подразделения отобрал у парня оружие и нагрудный
знак, объявил о разрыве контракта и сообщил, что ближайшим авиарейсом
его отправят домой. Потеря работы, предстоящее возвращение на родину с
позором – это привело выходца из небогатой африканской страны в
состояние шока. Завладев оружием соседа, он смертельно ранил своего
командира, а потом застрелился сам. Расследование этого случая обнажило и
другие проблемы взаимоотношений между сотрудниками частной военной
компании. Здесь, как и в некоторых других структурах, людей делили на
«белых» и «черных» независимо от цвета кожи.
К первым относились граждане развитых стран, занимающие
управленческие (или рядовые, но требующие высокой квалификации)
должности с неплохой зарплатой, живущие в более комфортных (насколько
это возможно в зоне конфликта) бытовых условиях и т. п., пользующиеся
почти такими же льготами и привилегиями, как военнослужащие коалиционных
сил.
Вторые – в основном выходцы из бедных африканских стран, не имеющие
особых прав и льгот. Им запрещался доступ во многие помещения, например в
спортзал. Кормили их отдельно, а на посты привозили скромную порцию
пищи в картонной коробке.
На другой военной базе нашу безопасность обеспечивала другая частная
военная фирма, набирающая персонал в основном из отставных гуркхов.
Гуркхи многие годы исправно служат британской короне и традиционно
считаются отличными солдатами.
В борьбе за рынок заказов в Ираке ЧВК прибегают к разным формам
конкурентной борьбы, включая компрометацию соперника. Во время моего
пребывания в этой стране в центре скандала оказалась ЧВК Black Water. Ее
«фирменная» особенность – жесткий стиль работы по обеспечению
безопасности клиентов. Это можно оправдать: агрессивная демонстрация
силы и готовности ее применить выступают сдерживающим фактором для
«плохих парней», особенно в регионе, где силу принято уважать. Но
оборотной стороной медали стали неоднократные случаи применения оружия
на упреждение (без реальных на то оснований) и, как следствие, – жертвы
среди местного населения.
Например, 16 сентября 2007 г. в Багдаде произошел инцидент с
сотрудниками этой компании, работающей по контракту с Госдепартаментом
США, в результате которого 8 иракцев были убиты, 13 ранены. Местные
власти обвинили охранников в неправомерном применении огнестрельного
оружия и потребовали прекратить ее деятельность в стране. К тому же
правительство Ирака вознамерилось проверить работу всех частных охранных
фирм на предмет ее соответствия иракским законам.
Вскоре деятельность Black Water в Багдаде частично возобновилась.
При этом было оговорено, что сотрудники компании будут выполнять лишь
особо важные задачи. Власти США и Ирака также договорились о создании
совместной комиссии по расследованию причастности сотрудников Black
Water к упомянутому инциденту. Но скрытой причиной скандала стало,
по-видимому, стремление конкурентов потеснить компанию на рынке.
О масштабах деятельности ЧВК говорят цифры. На 2008 г. обеспечением и
обслуживанием военного контингента США и их союзников в Ираке
занимались примерно 180 тыс. человек гражданского персонала,
представленного лицами разных национальностей и гражданства. Из них 137
тыс. работали по контрактам, заключенным с Пентагоном. Более половины из
них — иракцы, американцы же составляли лишь около 22 тыс. Гражданский
персонал был задействован в обеспечении безопасности, разведке,
строительстве дорог, мостов и других сооружений; он работает в армейских
столовых, занимается стиркой, ремонтом, водоснабжением, канализацией и
др. Значительная часть обслуживала другие иностранные военные
контингенты в Ираке. А сумма контрактов на охранную деятельность в этой
стране с 2003-го по 2008 г. составила свыше $4 млрд. долл.
Видимо, мы стоим перед выбором. Вариантов не так уж и много: или
мы продолжаем бороться с наемничеством исключительно запретными мерами,
или же находим выход в создании системы цивилизованного трудоустройства
людей, которые хотят применять свои военные знания и опыт. И тогда
сообщений об украинских наемниках в той или иной «горячей точке» станет
намного меньше…
По материалам Еженедельника 2000
1 Comment
"Наемники грузятся в самолет для выполнения задания в одной из стран Африки"
Как можно писать такую лажу?!
Неужели не видно, что это люди 2репа грузятся в "трансаль" для плановых прыжков на полигоне?