Трое свидетелей выступили на заседании Верховного суда Чечни по делу граждан Украины Николая Карпюка и Станислава Клыха, обвиняемых в участии в боях на территории Чеченской республики.
Дело Карпюка и Клыха рассматривается в Чечне с 27 октября 2015 года с участием присяжных заседателей. Подсудимым вменяется причастность к убийствам не менее 30 военнослужащих и ранениям еще не менее 13 во время первой чеченской кампании. По данным следствия, Николай Карпюк и Станислав Клых были членами созданной в начале 1990-х годов организации УНА-УНСО. Карпюк и Клых отрицают свое участие в конфликте в Чечне и заявляют о пытках во время следствия. 20 февраля суд продлил арест Карпюка и Клыха до 27 мая.
В первой половине дня суд допросил трех потерпевших — бывшего военнослужащего российской армии Павла Сажина, принимавшего участие в первой чеченской войне, и двоих родителей убитых солдат, рассказал адвокат Докка Ицлаев.
По его словам, 31 декабря 1994 года Сажин принимал участие в боевых действиях в поселке Садовое и в составе группы был направлен на помощь бригаде, попавшей в окружение в районе железнодорожного вокзала в Грозном. Но до вокзала они не добрались. По дороге попали в засаду. Машина Сажина была подбита, после чего он был вынужден укрыться в пятиэтажном доме. Ночью этого дня их вывел хозяин квартиры, в которой они находились.
«Назвать улицу, где стоял дом, потерпевший не смог. Но мы уже на процессе допрашивали другого потерпевшего — Евгения Шмидта, который также попал в засаду и прятался в пятиэтажном доме. Тогда Шмидт назвал улицу Лермонтова. Возможно, Сажин также прятался в доме по этой улице. А улица Лермонтова находится далеко от центра Грозного», — сказал адвокат. Он отметил, что подсудимые обвиняются в участии в боях в районе площади Минутка, вокзала и Дворца президента, которые расположены в центре города.
Далее был допрошен отец погибшего солдата Дениса Остапенко. «Он сообщил, что его сын служил в 76-й десантно-штурмовой дивизии ВДВ, однако об обстоятельствах смерти сына не знал, а только слышал с чужих слов», — рассказал Ицлаев. Между тем, отметил адвокат, в обвинительном заключении говорится, что подсудимые воевали против группировки «Север», куда входили 276-й мотострелковый полк, 81-й гвардейский мотострелковый полк и 131-я отдельная мотострелковая бригада. «Получается, что Остапенко служил в другой войсковой части, и это подразделение действовало в Заводском районе Грозного — совсем другом районе города», — отметил адвокат.
Третий потерпевший — отец убитого солдата Игоря Зыкова, рассказал, что его сын был старшим лейтенантом и командовал танковой ротой. «Эпизод со смертью сына военнослужащего Зыкова описан в книге «Я – «Калибр 10». Книга написана тремя журналистами. Отец из книги узнал об обстоятельствах смерти сына. Там описано, как танк Зыкова был подбит на пересечении улиц Старопромысловское шоссе и Алтайская. А это очень далеко от центра Грозного», — утверждает Ицлаев.
После перерыва процесс продолжился без присяжных. Сторона защиты заявила несколько ходатайств. Первое — о приобщении к материалам дела постановления следователя ГУ СКР по СКФО об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Карпюка о применении пыток — судьей было удовлетворено. Для принятия решений по другим ходатайствам судья удалился в совещательную комнату. Оглашение решений, по словам Ицлаева, назначено на 1 марта.
Комментариев со стороны обвинения относительно показаний свидетелей пока не поступало.
Карпюк и Клых признаны Правозащитным центром «Мемориал» политзаключенными.