В общей массе армейского «железа», перемещавшегося в огромном количестве весной 1995 года по пыльным простреливаемым дорогам Чечни, бронетранспортеры отрядов СОБРов федеральных сил можно было опознать издали – над ними развивались знамена «цвета пролитой крови».
Кроме того, их борта и люки украшали имена собственные. «Змееныш», «Акула», «Натик», «Саныч», «Олег», «Бродяга», «Полиграфич» – вот те немногие названия, которые нам довелось встретить в Чечне за десять коротких дней командировки.
Имена, со слов экипажей, давались боевым машинам в знак уважения и признания к своим «железным коням», которые не раз и не два выносили экипажи из самого адского пламени боя, в честь погибших друзей…
А знамена, если хотите, были неким шиком, вызовом уставу и смерти.
Наибольшую известность, пожалуй, получил «Бродяга» – БТР-80 под номером 209, принадлежащий с конца марта по конец мая и с конца июня по 7 июля 1995 года тюменскому отряду быстрого реагирования.
«Бродягу» и «Домового» сибиряки получили в наследство от одного из подразделений внутренних войск. Оба БТРа к тому времени были уже не на ходу – у «Бродяги» пробит радиатор, у «Домового» сожжено сцепление. После ремонта машины базировались во дворе 1-й комендатуры Ленинского района города Грозного.
Экипажи были сформированы исключительно из офицеров. Так водителем «Бродяги» стал капитан Сергей Парфенов, командиром машины Олег Деркач, а «водителем» КПВТ – старший лейтенант Сергей Плеханов.
«Домового» вскоре переименовали в «Олега», в честь погибшего в ходе одной из зачисток на улице Кутузова г. Грозного капитана милиции из Республики Коми. С тех пор на красных знаменах «Олега», «Бродяги» и «Саныча», принадлежащих тюменскому СОБРу, появились черные траурные ленточки.
К слову сказать, «Бродяга» нес аж два знамени: на штыревой антенне – флаг РФ и на корме «приватизированный» во время штурма города Аргуна алый стяг с изображением «дедушки Ленина». Там же, на корме, был укреплен боевой трофей «Бродяги» – желтый госномер ИУК-001 – с личной машины Джохара Дудаева, раздавленный «Бродягой» во время одной из «заварушек» в ходе боя за Грозный. «Морду» украшал другой госзнак – с машины личной охраны чеченского президента, также павший жертвой колес «Бродяги».
Вообще надо сказать, БТРам тюменцев пришлось повоевать. «Бродяга» и «Олег» первыми входили в Гудермес. Оторвались, уйдя в разведку, от основной колонны федералов километров на двадцать. В предместьях города их подловили два российских Ми-24. Стелясь над полем, вертолеты вышли в атаку.
От гибели спас полный комплект выстреляных в воздух зеленых ракет, и виртуозная, многоуровневая ненормативная лексика нашего радиста. В самом Гудермесе «Олег» получил пулю от чеченского снайпера в люк механика-водителя, «Бродяга» – множественные пробоины кожуха глушителя.
Второй раз «Бродяга» попал в руки тюменского СОБРа во время их второй командировки в Чечню в конце июня 1995 года. Во дворе штаба ГУОШ в Грозном получили новые с иголочки БТРы-«восьмидесятки», собирались уже грузиться, но тут Плеханов обнаружил в каком-то закутке «Бродягу» с сожженным мотором.
Уговорил всех: и своих, и начальство, которое только пальцем покрутило у виска. Четыре дня провозился, меняя мотор, но заставил машину снова верой и правдой служить народу.
Погиб «Бродяга» 7 июля 1995 года между 12.05 и 12.45 на «поле Дураков» под Бамутом близ станции Асинской. Подорвался правым передним колесом на противотанковой мине. Броню разорвало в нескольких местах. Образовались дыры по 10, 15, 20 мм в диаметре.
Колесо оторвало вместе с редуктором, передняя часть корпуса вообще разошлась по швам. В боевом отделении гранатомет «Муха» разорвало пополам, а ствол, любимой СВУ командира скрутило, как торсион. Открытого пламени не было, но чадил «Бродяга» черным дымом сильно.
Осколочные ранения головы и сильные контузии получили три человека: механик-водитель капитан Сергей Плеханов, командир машины капитан Олег Деркач и начальник УОП Пермской области полковник Борис Арсентьевич Сорокин. Десант, находившийся на броне, – контузии и ушибы различной степени тяжести.
В следующем 1996 году 14 марта Олег Деркач и Сергей Плеханов стали кавалерами ордена «За личное мужество».
Александр Ефремов, фото автора. Журнал «Танкомастер» № 4/1999 г.