Мовлади Саидарбиевич Удугов

Мовлади Саидарбиевич Удугов

Этот человек занимает особое место в галерее известнейших чеченских сепаратистов, его называют непревзойденным пропагандистом «чеченской национальной революции». Стало расхожим утверждение, что ему удалось в одиночку выиграть информационную войну в 1994-1996 годах у целого полка российских военных идеологических бойцов. Последнее, замечу, не так уж далеко от истины. Хотя вернее было бы сказать, не столько он выиграл информационные бои, сколько мы их проиграли, особенно в начале первой чеченской кампании.

Мовлади Удугов (настоящая фамилия Темишев) родился в 1962 году в Грозном. Во времена Горбачевской перестройки — активист общественных движений «Кавказ» и «Барт», выступавших с антирусскими программами. В декабре 1991-го назначается министром информации и печати Чечни, а с февраля 1995-го становится фактически пресс-секретарем Д. Дудаева.

Ярый сторонник построения на Северном Кавказе независимого от России исламского (ваххабитского) государства от Каспийского до Черного морей. Лично знаком с влиятельными зарубежными лидерами ваххабизма. Крайне отрицательно относится к исламу традиционного для Кавказа суннитского толка. Поддерживает постоянные связи с ведущими иностранными корреспондентами, аккредитованными в России. По утверждению людей из его окружения, щедро одаривал некоторые наши центральные телекомпании и газеты за антиармейские материалы из Чечни.

Мовлади сызмальства мечтал стать известным журналистом. Еще в школьные годы активно сотрудничал в республиканской молодежной газете «Комсомольское племя». Сверстники и наставники не скупились на похвалы «талантливого» юноши, предсказывая ему блестящее журналистское будущее. Окончив школу, он поехал покорять Москву, однако две попытки поступить в престижный МГУ на журфак завершились полным провалом. Это был первый чувствительный удар по его амбициям.

Вернувшись домой, Удугов устроился работать в газету «Комсомольское племя». Заочно окончил в 1988 году экономический факультет Грозненского университета. В период учебы попытался занять освобождающееся кресло редактора университетской газеты, но неудачно.

Единственный номер, который ему доверили выпустить, был признан идеологически вредным. За националистические настроения Удугову даже отказали в приеме в члены КПСС. В прежнее время с пропагандой не шутили.

Неизвестно, чем бы для вольнодумца все это закончилось, но наступила перестройка, обострившая националистические настроения, и пришла мода на сепаратизм. Для Удугова это была родная стихия.

Чем больше местных звезд журналистики русских, еврейских, армянских и других кровей покидали Чечню, тем громче звучал голос молодых чеченских репортеров-радикалов, успевших вкусить прелесть информационной власти.

Мовлади старался больше других, выступая на митингах с экстремистскими призывами превосходства чеченцев над другими народами Кавказа. Удугов понравился тогдашним республиканским лидерам, и его все чаще стали приглашать на сходки новой политической элиты. Иные воспользовались бы моментом, чтобы заполучить влиятельные посты, но он не стал суетиться в поисках «хлебного места». Его интересы лежали в другой плоскости. Мовлади всерьез готовился к информационным битвам.

Когда в Чечне запахло войной, Удугов явился к президенту Дудаеву с развернутым планом идеологических диверсий против Российской армии. Стержнем «концепции» был тезис об особой роли газет, радио, телевидения как боевых средств ведения идеологической войны, что основным в предстоящей работе должно стать не информирование отечественной и зарубежной общественности о происходящих событиях, а «создание» самих событий. В переводе на язык спецслужб это означает сознательный обман, дезинформация людей с целью формирования необходимых условий для жизнедеятельности местной элиты, сумевшей в своих руках сосредоточить власть, деньги и оружие. План Джохару понравился, и он дал добро на его осуществление.

В период первой чеченской кампании Мовлади активно использовал арсенал средств, очень напоминавших те, что применяла геббельсовская пропаганда, чей главный принцип: ложь, сказанная в тысячу первый раз, становится правдой. Он умело адаптировал к новым условиям и другой небезызвестный постулат: «Чем откровеннее ложь, тем охотнее в нее верят».

Многие журналисты ехали тогда на чеченскую войну в поисках славы и денег. Только суточные у многих российских телевизионщиков превышали сотни долларов.

В первые дни боев в декабре 1994 года у ворот КПП вблизи Моздока, где расположился штаб Объединенной группировки войск, толпились журналисты в ожидании информации, но московские идеологические чиновники всячески избегали таких встреч. И неудивительно, что вся пишущая и снимающая братия бросилась искать новые источники новостей. Так, многие из них оказались в кабинете Удугова. К встречам со своими «дорогими коллегами» он готовился основательно. К их услугам всегда были «свежие свидетели» зверств наших солдат, сомнительного вида «солдатские матери» с жуткими историями службы своих сыновей, повергавшими в шок тысячи российских матерей.

Все было продумано до мелочей: кому — «виски», кому — «баксы», кому — краденую машину, кому — эксклюзив с Дудаевым. Всем — внимание, всем — информация, всем — вечная дружба.

Его заслуги были оценены военно-политическим руководством мятежной республики. И вскоре после окончания боевых действий он возглавил так называемое министерство иностранных дел, а затем его назначают вице-премьером.

Многие аналитики, в том числе и на Западе, склонны считать ритуальное отрезание голов у граждан Великобритании и Новой Зеландии частью дьявольского плана противников Масхадова по его дискредитации и устранению с политической сцены. И одним из разработчиков этого проекта называют «серого кардинала Ичкерии» Мовлади Удугова. На фоне террористов-отморозков, способных без разбора казнить людей, отрезать у них уши, головы, он выглядит этаким просвещенно-рафинированным политиком.

Для создания новой цементирующей чеченское общество идеологии Удугов использовал идеи национализма и исламизма. Не без его активного участия организовывалось молодежное движение «Нохчи», чья деятельность базируется на идеях особой миссии чеченцев на Кавказе, их превосходстве над другими кавказскими народами, не говоря уж о славянах.

Но такой подход к переделу сфер влияния был пригоден только для «внутреннего потребления», у соседних народов он не мог вызвать понимания и поддержки, что и подтвердил кризис в бывшей Конфедерации народов Кавказа. Все попытки чеченцев добиться в ней безусловного лидерства потерпели фиаско. Как известно, на Северном Кавказе в исламе суннитского толка веками наибольшим влиянием пользовались нечеченцы. Чтобы исправить эту «историческую несправедливость», Удугов идет на хитрый трюк.

Во многом благодаря именно его стараниям создается новая Конфедерация народов Кавказа под зловещими знаменами ваххабизма. В качестве организационно-идеологического стержня выступает идея так называемой исламской нации. Правда, при этом замалчивается, что возглавлять эту нацию будут чеченцы, а пушечным мясом станут дагестанцы, ингуши, карачаевцы, кабардинцы. Даже Адолло Алиеву, одному из лидеров дагестанских ваххабитов, отводилась третьестепенная роль.

Провал агрессивного наступления чеченских террористов на Дагестан в 1999 году серьезно сказался на репутации Удугова. Информационное обеспечение бандитской акции на этот раз было не на высоте, слишком явными оказались просчеты.

Чего стоит такой ляп, когда подготовленный боевик объяснял телезрителям, что питаются ваххабиты не ворованной у дагестанцев живностью, а якобы той, что подстрелена российскими солдатами. Такое сообщение могло вызвать только усмешку, ведь любой ребенок здесь знает, что мусульмане, а тем более последователи «чистого ислама» падалью не питаются. Такого рода проколы не могли остаться незамеченными, и его авторитет специалиста по психологической борьбе оказался серьезно подорван. Он все реже дает свои интервью за рубежом, исчез с российских телеэкранов, на него уже не ссылаются уважающие себя СМИ.

Поговаривают, что нынче пороги арабских банков обивают чеченские политики «новой волны», готовые заменить дискредитировавших себя чеченских лидеров. И находят, как когда-то Удугов, поддержку и понимание. Восток, как известно, дело тонкое.


То, что этот идеологический рупор самопровозглашенной Ичкерии выиграл информационную войну, развязанную в первую Чеченскую кампанию между федеральным центром и группировками боевиков, признают даже высокопоставленные российские генералы. Мовлади Удугов, получивший звучное прозвище «чеченский Геббельс», вовремя скрылся заграницу и теперь пропагандирует радикальный ислам на безопасном удалении от России.

Глашатай первой Чеченской

Как все одиозные фигуры самопровозглашенной Ичкерии, Мовлади Удугов до начала первой Чеченской войны широкой общественности (в том числе, и мировой) известен не был. Неудавшийся профессиональный журналист, не состоявшийся член компартии – вот, пожалуй, и все, что можно сказать о его довоенном периоде. Если не считать назначения на должность министра информации и печати Чечено-Ингушской республики в 1991 году, спустя полтора месяца после прихода к власти Джохара Дудаева, никаких мало-мальски ответственных постов Удугов не занимал.

С началом президентства Дудаева в Чечне начала широко распространяться пропаганда радикального, воинствующего, ислама – ваххабизма. Новому лидеру был необходим способный ретранслятор таких идей, облекающий их в максимально доступную для широких масс форму, и Мовлади Удугов идеально подошел на эту роль.

Особенно ярко его пропагандистский талант проявлялся в критических ситуациях, в условиях войны. С начала первой Чеченской кампании Удугов занимал много должностей, но суть его деятельности оставалась прежней – популяризация политики чеченских боевиков, густо замешанной на религиозно- политическом сепаратизме, приправленной еще и антисемитизмом.

По воспоминаниям генерал-полковника Геннадия Трошева, «чеченский Геббельс» Мовлади Удугов, по сути, идеологически победил федеральный центр в первой Чеченской кампании – в современных условиях любой конфликт подобного рода во многом является именно информационной войной. Ни для кого не секрет, что у журналистов (в том числе, и международных) в Чечне в 1994 – 1996-годах зачастую было больше возможности общаться с представителями «сепаратистов», нежели с официальными лицами российской группировки войск или властных структур в Москве.

Удугов умело использовал фактор одностороннего замалчивания информации и комментировал те или иные события с удобной для боевиков позиции. Тем более что западные СМИ, главным образом, настроенные антироссийски, охотно транслировали его выступления. Не отставали от них и многие федеральные средства массовой информации. В результате создавалась однобокая картина происходящего в Чечне, политически крайне невыгодная официальной Москве.

Хотел, но не сумел

Удугова явно не удовлетворял имеющийся у него статус, тем более что всего за несколько лет на волне Чеченской войны он приобрел всемирную известность. Амбициозному «чеченскому Геббельсу» хотелось большего. В 1997 году идеолог боевиков пытался избраться на пост президента мятежной республики, но набрал на выборах ничтожный процент голосов. До начала очередной Чеченской кампании Мовлади Удугов занимался созданием местного грозненского телевидения.

Мовлади Удугов и Борис Березовский

Когда боевики вторглись в 1999 году в Дагестан, он эту акцию одобрил, но, как отмечают эксперты, пропагандистский пыл у «чеченского Геббельса» к тому времени уже был не настолько результативным, чтобы массово влиять на умы международной общественности. Удугов в своих видеообращениях нередко нес нелогичную чушь, непонятную даже соратникам-ваххабитам.

Чужой среди своих?

По оперативным данным, Мовлади Удугов в самом начале второй Чеченской кампании скрылся за пределами России, и с тех пор курсирует по исламским странам, там, где может не опасаться выдачи. С марта 2000 года он находится в федеральном и международном розыске – Удугов обвиняется в организации вооруженного мятежа и участии в нем (бандитское нападение на территорию дагестанского Новолакского района осенью 99-го года). Вопрос о принадлежности «чеченского Геббельса» к «Аль-Каиде»* в 2005 году рассматривался в ООН, но в соответствующий список Удугова не внесли – якобы ввиду отсутствия необходимых доказательств его причастности к международной террористической организации.

За рубежом Удугов охотно раздает интервью западным СМИ, продолжает пропагандировать идеи радикального ислама посредством специально созданного для этих целей интернет-сайта. Отношение к «чеченскому Геббельсу» у «верховных» радикальных исламистов, судя по всему, неоднозначное – его то называют идеологом террористической организации «Имарат Кавказ»*, то лишают этого статуса и даже хотят предать шариатскому суду. Все это якобы за то, что заграницей Мовлади Удугов ведет себя слишком вольно.

Где конкретно «вольничает» идеолог ваххабизма, на сегодняшний день широкой общественности неизвестно, а спецслужбы на этот счет помалкивают. Говорят, он свободно появляется в Турции, Бахрейне, Катаре и даже в Чехии. Несколько лет назад исламисты распустили слухи о том, что голова Мовлади Удугова нашими спецслужбами оценена в полмиллиона долларов.

Русская семерка

*»Аль-Каида» — запрещенная организация на территории РФ-

*»Имарат-Кавказ» — запрещенная организация на территории РФ


Данные на Мовлади Удугова в Википедии:

Мовлади Саидарбиевич Удугов (урождённый Темишев; 9 февраля 1962 года, Грозный (по др. данным — с. Герменчук)) — чеченский политический деятель, глава службы информации «Имарата Кавказ». Занимал должности министра информации и печати самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ), первого вице-премьера ЧРИ, министра иностранных дел ЧРИ, директора Национальной службы информации ЧРИ. Был пресс-секретарём президента ЧРИ Джохара Дудаева. Был одним из создателей и руководителей террористической организации Конгресс народов Ичкерии и Дагестана. Один из главных идеологов ваххабизма в ЧРИ. В России за ним закрепилось прозвище «Чеченский Геббельс».

Биография

В 1979 году пытался поступить на журфак МГУ, но не прошёл по конкурсу.

Заочно окончил экономический факультет Чечено-Ингушского государственного университета по специальности «Бухучёт в промышленности», учился в 1983—1988 годах. По другим данным, обучался на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Являлся кандидатом в члены КПСС, но за высказываемые националистические взгляды не был принят в партию.

В студенческие годы находился под следствием по обвинению в мошенничестве, в связи с чем был вынужден сменить фамилию отца — Темишев на фамилию матери — Удугов. В 1988 году являлся главным редактором газеты «Ориентир», запрещённой обкомом год спустя.

В декабре 1991 года назначен министром информации и печати ЧРИ. В феврале 1994 года приказом Джохара Дудаева ему было присвоено звание бригадного генерала ЧРИ. Во время Первой чеченской войны выступал с заявлениями от имени чеченцев в прессе и по радио, вёл антисемитскую пропаганду. С февраля 1995 года фактически пресс-секретарь Джохара Дудаева.

Герой России, генерал-полковник Геннадий Трошев в своих воспоминаниях «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала» так оценивал его деятельность:

Этот человек занимает особое место в галерее известнейших чеченских сепаратистов, его называют непревзойдённым пропагандистом «чеченской национальной революции». Стало расхожим утверждение, что ему удалось в одиночку выиграть информационную войну в 1994—1996 годах у целого полка российских военных идеологических бойцов. Последнее, замечу, не так уж далеко от истины. Хотя вернее было бы сказать, не столько он выиграл информационные бои, сколько мы их проиграли, особенно в начале первой чеченской кампании. <…>

По мнению А. И. Угланова, «во многом благодаря ему чеченская кампания 1994—1996 годов закончилась для федеральной власти поражением».

В январе 1997 года баллотировался на пост президента ЧРИ, кандидатом в вице-президенты являлся полевой командир Зияуди Белоев. Получил 1 % голосов избирателей.

В межвоенный период основал и содержал телевидение «Кавказ» в Грозном.

В августе-сентябре 1999 года активно поддержал вторжение боевиков в Дагестан, закончившееся провалом. Серьёзными просчётами, по мнению Трошева, изобиловала и пропагандистская кампания Удугова, таким, как видеозапись, на которой боевик объясняет телезрителям, что они сами не забирают скот у местных жителей себе на пропитание, а питаются только теми животными, которых уже убили российские солдаты, то есть едят падаль, хотя это, по словам генерала, запрещено в исламе. Осенью 1999 года покинул Чечню. Один из основателей сайта «Кавказ-Центр», осуществляющего пропагандистскую поддержку чеченских боевиков.

20 марта 2000 года был объявлен в федеральный и международный розыск по обвинению в организации и участии в нападении боевиков на Новолакский район Дагестана в сентябре 1999 года (ст. 279 УК РФ (вооружённый мятеж)).

В 2005 году рабочая группа по контртерроризму ООН, рассматривавшая запрос России по включению Мовлади в список ООН № 1267, куда вносятся лица связанные с «Аль-Кайдой», отклонила этот запрос, так как МИД и спецслужбы стран-участниц группы не нашли никаких свидетельств указывающих на связь Мовлади Удугова с «Аль-Кайдой».

23 апреля 2006 года заявил о намерении объявить России «тотальную войну», посылая террористов во все её уголки. Докку Абу Усман в 2012 году вспоминал, что «в провозглашении Имарата Кавказ Удугов не принимал участия».

Приказом № 2 от 4 февраля 2008 года, генеральный представитель Имарата Кавказ за рубежом Шамсуддин Батукаев утвердил Мовлади директором Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Векалата Имарата Кавказ за рубежом. Летом 2010 года Доку Умаров отстранил Мовлади Удугова от обязанностей «главы информационно-аналитической службы».

В 2009 году т. н. правительство Ичкерии приняло решение о привлечении Удугова к шариатскому суду.

Удугов предположительно скрывается в одной из мусульманских стран, среди возможных мест его нахождения назывались Турция, Бахрейн и др. В марте 2011 года обозреватель газеты «Московский комсомолец» Вадим Речкалов сообщил, что в настоящее время Мовлади Удугов проживает в Чехии, «где серьёзно злоупотребляет красивой жизнью»; в мае того же года «Аргументы.ру» также заявили, что Удугов «живёт под Прагой». Между тем, по заявлениям Рамзана Кадырова, сделанным в апреле и мае 2010 года, Удугов находится в Турции.

Является директором информационно-аналитической службы Имарата Кавказ, отвечая, в частности, за работу сайта Кавказ-Центр.

Амир Имарата Кавказ Докку Абу Усман в интервью в апреле 2012 года упоминает, что по достоверным данным, полученным им от «своих моджахедов, которые были в плену у ФСБ, в застенках у кафиров», с получением их согласия на сотрудничество с врагами сопротивления, «когда получали от них своё задание, то в первую очередь им ставилась задача уничтожить Удугова». Голову Удугова ФСБ, по утверждению Умарова, оценило в 500 тыс. долл.

Взгляды

Во время Первой чеченской войны выступал с заявлениями от имени боевиков в прессе и по радио, вёл антисемитскую пропаганду. Как отмечал в своей книге представитель российского отделения Антидиффамационной лиги Василий Лихачёв:

Информационное обеспечение чеченским сепаратистам осуществлял Мовлади Удугов, известный своими антисемитскими взглядами. В результате после временной победы сепаратистов в 1996—1999 годах Чечня стала регионом победившего антисемитизма (что прекрасно иллюстрирует тезис о возможности антисемитизма без евреев — ведь речь идёт о мифологии, а не о реальном противостоянии с реальным врагом). Журналисты с удивлением констатировали, что «до войны чеченцы относились к этому народу достаточно доброжелательно, сегодня же ситуация резко изменилась». Чеченские боевики в интервью журналистам утверждали, что «чеченцы стали жертвой мирового сионистского заговора», или что «евреи руками глупых русских убивают мусульман».

Кандидат исторических наук Лема Вахаев в своей работе 1999 года указывает, что «для М. Удугова Россия вообще просто пешка в западной антиисламской игре. „Те, у кого сегодня в руках деньги, мне кажется, четко разработали стратегию… чтобы сделать из России враждебную страну для исламского мира… Подобная стратегия привела к войне в Чечне“. При этом в интервью Удугова, обращённом к российскому читателю, содержится не очень прикрытый призыв к России — обратиться против Запада в союзе с исламским миром и прежде всего с Ичкерией».

В своём интервью «Umma News» в марте 213 года призывает русских и другие народы «осмыслить происходящее, отказаться от ложных идей», принять ислам. Удугов заявляет: «Рушится так называемый «мировой порядок», не успев толком утвердиться… рушится потому, что изначально был построен на оголтелом безбожии. Либерализм, который он утвердил как господствующую идеологию, принимает все более уродливые сатанинские формы.

Достаточно указать на воинствующую содомию как признак крайнего вырождения этого общества». По его мнению: «Пришло время, когда карта мира будет перекраиваться под религиозным флагом». При этом православие, по его мнению, это «христианство, которое РПЦ, в своё время, адаптировала для русской крепостной массы».