«Бродяга» Тюменского СОБРа

«Бродяга» Тюменского СОБРа

«Бродяга» Тюменского СОБРа

В общей массе армейского «железа», перемещавшегося в огромном количестве весной 1995 года по пыльным простреливаемым дорогам Чечни, бронетранспортеры отрядов СОБРов федеральных сил можно было опознать издали – над ними развивались знамена «цвета пролитой крови».

Кроме того, их борта и люки украшали имена собственные. «Змееныш», «Акула», «Натик», «Саныч», «Олег», «Бродяга», «Полиграфич» – вот те немногие названия, которые нам довелось встретить в Чечне за десять коротких дней командировки.

БТР-80 №209 «Бродяга» во время зачистки

БТР-80 №209 «Бродяга» во время зачистки

Имена, со слов экипажей, давались боевым машинам в знак уважения и признания к своим «железным коням», которые не раз и не два выносили экипажи из самого адского пламени боя, в честь погибших друзей…

А знамена, если хотите, были неким шиком, вызовом уставу и смерти.

Вооруженный лагерь российских войск. Чечня. Район Сунженского хребта. Апрель, 1995 г.

Вооруженный лагерь российских войск. Чечня. Район Сунженского хребта. Апрель, 1995 г.

Наибольшую известность, пожалуй, получил «Бродяга» – БТР-80 под номером 209, принадлежащий с конца марта по конец мая и с конца июня по 7 июля 1995 года тюменскому отряду быстрого реагирования.

«Бродягу» и «Домового» сибиряки получили в наследство от одного из подразделений внутренних войск. Оба БТРа к тому времени были уже не на ходу – у «Бродяги» пробит радиатор, у «Домового» сожжено сцепление. После ремонта машины базировались во дворе 1-й комендатуры Ленинского района города Грозного.

Экипажи были сформированы исключительно из офицеров. Так водителем «Бродяги» стал капитан Сергей Парфенов, командиром машины Олег Деркач, а «водителем» КПВТ – старший лейтенант Сергей Плеханов.

Перед выездом на боевое задание. Район 1-й комендатуры Ленинского района г. Грозного. Весна, 1995 г.

Перед выездом на боевое задание. Район 1-й комендатуры Ленинского района г. Грозного. Весна, 1995 г.

«Домового» вскоре переименовали в «Олега», в честь погибшего в ходе одной из зачисток на улице Кутузова г. Грозного капитана милиции из Республики Коми. С тех пор на красных знаменах «Олега», «Бродяги» и «Саныча», принадлежащих тюменскому СОБРу, появились черные траурные ленточки.

К слову сказать, «Бродяга» нес аж два знамени: на штыревой антенне – флаг РФ и на корме «приватизированный» во время штурма города Аргуна алый стяг с изображением «дедушки Ленина». Там же, на корме, был укреплен боевой трофей «Бродяги» – желтый госномер ИУК-001 – с личной машины Джохара Дудаева, раздавленный «Бродягой» во время одной из «заварушек» в ходе боя за Грозный. «Морду» украшал другой госзнак – с машины личной охраны чеченского президента, также павший жертвой колес «Бродяги».

БТР «Олег» тюменского СОБРа на одной из центральных улиц г. Грозного. Начало апреля 1995 г.

БТР «Олег» тюменского СОБРа на одной из центральных улиц г. Грозного. Начало апреля 1995 г.

Вообще надо сказать, БТРам тюменцев пришлось повоевать. «Бродяга» и «Олег» первыми входили в Гудермес. Оторвались, уйдя в разведку, от основной колонны федералов километров на двадцать. В предместьях города их подловили два российских Ми-24. Стелясь над полем, вертолеты вышли в атаку.

От гибели спас полный комплект выстреляных в воздух зеленых ракет, и виртуозная, многоуровневая ненормативная лексика нашего радиста. В самом Гудермесе «Олег» получил пулю от чеченского снайпера в люк механика-водителя, «Бродяга» – множественные пробоины кожуха глушителя.

БТР «Олег» на центральной улице г. Грозного – проспекте Победы. Начало апреля 1995 г. «Олег» принадлежал тюменскому отряду СОБР, группа № 1

БТР «Олег» на центральной улице г. Грозного – проспекте Победы. Начало апреля 1995 г. «Олег» принадлежал тюменскому отряду СОБР, группа № 1

Второй раз «Бродяга» попал в руки тюменского СОБРа во время их второй командировки в Чечню в конце июня 1995 года. Во дворе штаба ГУОШ в Грозном получили новые с иголочки БТРы-«восьмидесятки», собирались уже грузиться, но тут Плеханов обнаружил в каком-то закутке «Бродягу» с сожженным мотором.

Уговорил всех: и своих, и начальство, которое только пальцем покрутило у виска. Четыре дня провозился, меняя мотор, но заставил машину снова верой и правдой служить народу.

Погиб «Бродяга» 7 июля 1995 года между 12.05 и 12.45 на «поле Дураков» под Бамутом близ станции Асинской. Подорвался правым передним колесом на противотанковой мине. Броню разорвало в нескольких местах. Образовались дыры по 10, 15, 20 мм в диаметре.

Центр г. Грозного. БТР-80 № 209 «Бродяга» тюменского СОБРа с десантом тюменского ОМОНа «Росомаха» на центральной площади перед дудаевским «дворцом». 4 апреля 1995 г

Центр г. Грозного. БТР-80 № 209 «Бродяга» тюменского СОБРа с десантом тюменского ОМОНа «Росомаха» на центральной площади перед дудаевским «дворцом». 4 апреля 1995 г

Колесо оторвало вместе с редуктором, передняя часть корпуса вообще разошлась по швам. В боевом отделении гранатомет «Муха» разорвало пополам, а ствол, любимой СВУ командира скрутило, как торсион. Открытого пламени не было, но чадил «Бродяга» черным дымом сильно.

Осколочные ранения головы и сильные контузии получили три человека: механик-водитель капитан Сергей Плеханов, командир машины капитан Олег Деркач и начальник УОП Пермской области полковник Борис Арсентьевич Сорокин. Десант, находившийся на броне, – контузии и ушибы различной степени тяжести.

В следующем 1996 году 14 марта Олег Деркач и Сергей Плеханов стали кавалерами ордена «За личное мужество».

КПП перед выездом на аэродром Грозный-Северный. Начало апреля 1995 г.

КПП перед выездом на аэродром Грозный-Северный. Начало апреля 1995 г.

 

БТРы СОБРов в ходе одной из «зачисток» на улицах Грозного. Впереди «Бродяга»

БТРы СОБРов в ходе одной из «зачисток» на улицах Грозного. Впереди «Бродяга»

 

«Бродяга» на окраине г. Грозного. Перед рейдом к станице Петропавловской. 8 апреля 1995 г.

«Бродяга» на окраине г. Грозного. Перед рейдом к станице Петропавловской. 8 апреля 1995 г.

 

БТРы СОБРов в Грозном на улице Кутузова у дома, где погиб капитан милиции Олег из Коми. С полосой на «морде» – «Змееныш». Начало апреля 1995 г.

БТРы СОБРов в Грозном на улице Кутузова у дома, где погиб капитан милиции Олег из Коми. С полосой на «морде» – «Змееныш». Начало апреля 1995 г.

 

«Бродяга» на Сунженском перевале. Апрель, 1995 г.

«Бродяга» на Сунженском перевале. Апрель, 1995 г.

 

Тюменский СОБР в Грозном. Водитель – Сергей Парфенов (капитан милиции). Апрель, 1995 г.

Тюменский СОБР в Грозном. Водитель – Сергей Парфенов (капитан милиции). Апрель, 1995 г.

Александр Ефремов, фото автора. Журнал «Танкомастер» № 4/1999 г.


Присоединяйтесь к нам:

Добавить комментарий