«Домодедово» в немецких СМИ: опасения дестабилизации российского общества
Теракт в московском аэропорту — главная тема немецких газет во вторник, 25 января. Политические деятели ФРГ решительно осудили преступление, а аналитики указывают на риск обострения проблемы ксенофобии в России.
«Теракт сотрясает Москву», «Город шокирован», «Кровавая баня в аэропорту Домодедово», «Россия в состоянии повышенной готовности», «Репортаж из пороховой бочки». Под такими заголовками немецкие газеты — некоторые на целых разворотах — публикуют во вторник сообщения о теракте в московском аэропорту Домодедово, хронику прежних подобных преступлений, интервью с экспертами.
Еще в понедельник вечером ведущие телеканалы ФРГ, раздвинув регулярную сетку вещания, включили в свои программы экстренные информационно-аналитические выпуски, посвященные трагическим событиям, с прямыми включениями своих корреспондентов в российской столице, оценками и комментариями политологов и специалистов.
Отвращение и оцепенение
С резким осуждением зачинщиков теракта выступили канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel), министр иностранных дел Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle), депутаты бундестага. В телеграмме на имя российского президента Меркель выразила свое искреннее соболезнование, написала Медведеву, что испытывает «чувства отвращения и оцепенения». Вестервелле назвал преступление «варварским терактом, которому не может быть никакого оправдания».
Андреас ШоккенхоффBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Андреас ШоккенхоффУполномоченный правительства ФРГ по германо-российским отношениям, заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге Андреас Шоккенхофф (Andreas Schockenhoff), как и многие в самой России, практически не сомневается, что преступление в Домодедово совершил северокавказский исламист.
«Теракт в Домодедово показывает, — заявил он в интервью Deutsche Welle, — что нестабильность кавказского региона стала плодородной почвой для международного терроризма. То обстоятельство, что исламисты борются за независимость от России и переносят террор на ее исконную территорию, перестало быть чисто российской проблемой».
Шоккенхофф указывает на связи северокавказских экстремистов с «Аль-Каидой» и другими группами и поэтому считает, что борьба с терроризмом — это международная задача, в решении которой Россия должна сотрудничать с другими государствами. «Нам нужен намного более тесный обмен информацией и намного больше взаимопомощи», — сказал он.
Стратегия на Северном Кавказе
Уве ХальбахBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Уве ХальбахК северокавказской версии теракта в Домодедово тяготеет и эксперт берлинского фонда науки и политики Уве Хальбах (Uwe Halbach). Он в свою очередь напомнил, что исламистские террористы из этого региона уже не раз совершали преступления в центральной части России — в прошлом году в московском метро, до этого — в «Невском экспрессе», еще раньше — в театре на Дубровке. Означает ли это, что Кремлю никак не удается взять под контроль ситуацию на Северном Кавказе?
Отвечая на такой вопрос, Уве Хальбах напомнил о том, что с 2010 года Москва пытается действовать новыми методами в регионе, делает ставку не только на силу и жесткий режим, а берется за решение проблем, лежащих пластом глубже, в частности, социально-экономических, в которых, по мнению эксперта, собственно и таятся политические корни насилия на Северном Кавказе. «До сих пор такая новая стратегия, однако, не дала позитивных результатов, времени прошло слишком мало, — заявил Хальбах. — Вместе с тем растут и опасения, что таких результатов не будет и в более отдаленной перспективе».
Риск общественной дестабилизации
Уве Хальбах не исключает, что теперь — после теракта в Домодедово — Кремль вернется к прежней жесткой стратегии на Северном Кавказе, а в российском обществе усилится ксенофобия в отношении выходцев из этого региона. Уже сейчас, если верить опросам общественного мнения, все больше русских рассматривают кавказскую периферию как инородное тело, с которым не совладать. Растет желание отторгнуть этот регион, не удерживать в составе России. «Отношения русских с кавказцами, России с ее кавказскими окраинами еще более осложнятся в результате последнего теракта», — предсказывает Уве Хальбах.
На риск обострения межнациональных противоречий в России обратил внимание в интервью Deutsche Welle и Андреас Шоккенхоф. «Исламисты с Северного Кавказа — не этнические русские, — заявил он. — Если теперь вследствие теракта в российском населении возникнет чувство страха, если начнутся проблемы с интеграцией других этносов в российское общество, то одну цель экстремистов можно будет считать достигнутой, а именно, — дестабилизацию российского общества». А это, по словам Андреаса Шоккенхоффа, недопустимо.
Среди погибших — гражданин ФРГ
В полдень во вторник немецкие информационные агентства и новостные интернет-порталы со ссылкой на российское министерство по чрезвычайным ситуациям сообщили о том, что в числе погибших в Домодедово есть и один гражданин ФРГ. Речь идет о мужчине 1976 года рождения из Ремшайда, сотруднике одной немецкой фирмы, ведущей дела в России. По словам представителя фирмы, ее сотрудник прибыл в аэропорт Домодедово как раз в тот момент, когда произошел взрыв.
В Домодедово летают самолеты двух крупнейших немецких авиакомпаний — Lufthansa и Air Berlin.
Автор: Никита Жолквер
Редактор: Глеб Гаврик http://www.dw-world.de/dw/article/0,,14786477,00.html%20?maca=rus-BK2009SJ-3653-xml-mrss
Бернхард Клазен | Tageszeitung
Страх, слежка, похищения
О положении в Чечне рассказывается в одной из статей сегодняшнего номера немецкой Tageszeitung. Поводом к данной публикации послужил вчерашний теракт в Домодедово, следы которого, возможно, ведут в Чечню.
В этой северокавказской республике, рассказывает автор материала Бернхард Клазен, «за последние годы сформировался тоталитарный режим, основанный на насилии, выслеживании и страхе», причем число похищений людей с 2007 года лишь нарастает. Однако родственники похищенных стали обращаться реже как в правозащитные организации, так и в органы правопорядка, поскольку они опасаются преследований со стороны властей. Так, по крайней мере, считает правозащитница Светлана Ганнушкина, чьи слова цитирует издание.
Режим президента Рамзана Кадырова, говорится далее в статье, нещадно расправляется со своими противниками, не щадя ни самих повстанцев, ни членов их семей. В скверном положении оказываются эмигранты, которые вернулись в Чечню, поверив официальной пропаганде («им приходится опасаться за свою жизнь»), а также правозащитники. В этой связи автор вспоминает об убийствах сотрудницы «Мемориала» Натальи Эстемировой, а также Заремы Садуллаевой и ее мужа.
На этом фоне, говорится далее в статье, среди элиты, но также и рядового населения растет ненависть к Москве, а это провоцирует ответную ненависть. Недавно Владимир Жириновский, лидер Либерально-демократической партии, заявил, что кавказцы не умеют работать, после чего Кадыров потребовал, чтобы все его соотечественники вышли из партии Жириновского. «Возразить ему в Чечне никто не осмелится», — констатирует издание.
Источник: Tageszeitung
http://www.inopressa.ru/article/25Jan2011/taz/Chechnya1.html
Франко Вентурини | Corriere della Sera
Проклятие Кавказа
Великие русские писатели были уверены, что царь одержит победу на Кавказе, но в будущем Россия не сможет контролировать гордых горцев, пишет Фарнко Вентурини в газете Corriere della Sera .
«В своих рассказах о кавказских войнах Пушкин, Лермонтов и Толстой сходились в одном: царь победит, но в будущем Россия не сможет контролировать этих гордых людей, жестоких и безразличных к смерти. Сегодня диагноз не изменился. Северный Кавказ грубо напомнил вчера дуэту Медведев-Путин о том, что все еще является занозой в боку, и с помощью террористов-повстанцев вновь пролил реки крови — менее чем через год после теракта, совершенного «черными вдовами» в московском метро», — пишет издание.
«Вчера, чтобы усилить международное реакцию на вызов Кремлю, террористы совершили акцию в самом большом российском аэропорту. Маска нормализации была сорвана в очередной раз, несмотря на неоднократные заявления Владимира Путина в ту пору, когда он был президентом», — пишет автор статьи.
«Эти неосторожные заявления были призваны еще больше охладить внимание Запада, к тому времени уже не слишком склонного оказывать поддержку чеченскому сепаратизму. Но на этом «проклятом» Кавказе, который продолжал оставаться непокоренным, успех был лишь кажущимся», — пишет журналист. «Политическое урегулирование» в Чечне не вызывало доверия. Но московские власти тешили себя иллюзией, что сумели выполнить три стратегические задачи: не допустить того, что сепаратизм стали дурным примером для других; сдержать распространение исламизма; гарантировать безопасность нефтепроводов. Но восстание, которое удавалось контролировать в Чечне, распространилось на Ингушетию и Дагестан. Исламистские антирусские группировки становились все более радикальными и получали все большую финансовую поддержку из-за границы. Москва оказалась перед лицом реального джихада», — считает автор публикации.
«Терроризм на Кавказе и терроризм в символических местах России продолжают сосуществовать. Запад и дальше будет склоняться на сторону Москвы, что вполне справедливо во время кровавых терактов. Но возникает еще один вопрос, — пишет автор: — в 2012 году Россия пойдет голосовать, и, быть может, кавказцы уже сейчас начали свою избирательную кампанию? Хочется надеяться, что это не так. Но стоит помнить, что насилие может косвенным образом помочь Путину и его возвращению в Кремль. Как это уже случалось раньше».
Источник: Corriere della Sera
http://www.inopressa.ru/article/25Jan2011/corriere/Chechnya3.html