Эта цитата, взятая из книги «Нации и национализм» английского
социального антрополога и философа Эрнеста Геллнера, должна напоминать
всем мыслящим людям, какую угрозу несёт в себе разнузданная
националистическая идеология. Скроенная по грубым лекалам, она не
выдерживает соблазна опуститься до уровня примитивного расизма, и тогда
мы, люди ХХI века, вновь становимся свидетелями возвращения политических
традиций дремучих времён рабовладения или же параноидального фашизма,
когда мир делился на высших и низших.
Западноукраинские националисты объявили киевской власти «крестовый
поход». После ряда терактов и иных малосимпатичных деяний
национально-озабоченные «хлопцы» развесили на сочувствующих им сайтах
бодрые призывы бороться с «москальской властью» Виктора Януковича и
провозгласили войну до победного конца. В их устах слово «москаль»,
конечно же, имеет негативную смысловую нагрузку, а о политическом
неприятии России западноукраинским населением известно каждому.
Но гораздо меньше почему-то принято говорить о расистской
составляющей украинской националистической идеологии. И это является
большим промахом, поскольку многие сторонники украинского национализма
искренне не осведомлены о постулатах этнического превосходства украинцев
над всеми другими нациями, которыми оперировали деятели украинствующего
движения. Такие невежды верят в праведность своего политического выбора
и думают, что борются за свою страну и свой народ. Когда же разговор
заходит об украинском расизме, они в недоумении отмахиваются и говорят,
что этого не может быть, потому что этого не может быть. Или же
приписывают высказывания видных деятелей украинства пропагандистским
проискам то КГБ, то ФСБ. А высказывались эти деятели более чем
откровенно. Только не все об этих высказываниях знают. Исправим это
недоразумение.
На Западной Украине футболками с надписью на украинском языке «Благодарю тебя, Господи, что я не москаль»
никого не удивишь. В последнее время такие футболки стали появляться в
русскоязычных регионах Украины. Но футболками дело не ограничивается.
Многие украинские партии принялись ныне тиражировать книжицу
«Московство» некоего Павла Штепы, кубанского украинца, члена ОУН,
эмигрировавшего в Канаду. Данный злобно-расистский опус в независимой
Украине переиздавался, как минимум, трижды – в 1997г., 2003г. и 2008г.
«Еще в доисторические времена в северо-восточный уголок Европы
приблудился из Азии этот маленький угро-финский народец. Необозримые
леса на топких почвах отгородили тот народец от всего мира так, что он
отстал от культурного развития человечества на много веков», — читаем в книге П. Штепы.
Далее автор заводит порядком поднадоевшую песню о расовой
неполноценности московитов, их умственной убогости и варварстве,
отказывая русским в славянском происхождении и называя их «угро-финским
народцем», что, в свою очередь, отдаёт ещё и плохо скрываемым презрением
к представителям финно-угорских народов. Сегодня книгу П. Штепы можно
прочесть на многих националистических порталах и в СМИ, в т.ч., на
восточной Украине.
Николай Михновский – это имя ещё одного украинского расиста.
Современная историография независимой Украины называет его «апостолом
украинской государственности». Перу этого «апостола» принадлежат т.н.
«Десять заповедей украинца», написанные им ещё до Октябрьской революции.
«Украина для украинцев! Так гони же отовсюду с Украины
чужаков-гнобителей», «Всегда и везде пользуйся украинским языком. Пусть
ни жена твоя, ни дети твои не поганят твоего жилища языком
чужаков-гнобителей», «Все люди твои братья, но москали, ляхи и жиды –
враги нашего народа», «Не бери себе жены из чужих, иначе твои дети будут
тебе врагами» — вот лишь некоторые из этих заповедей.
Украинские власти о Михновском не забывают. В Харькове (опять
восточная Украина!) на стене Харьковской инженерно-педагогической
академии в его честь установили мемориальную доску. Текст на доске
гласит: «Михновский Николай Иванович (1873 – 1924) – выдающийся
юрист и общественный деятель, выступал здесь в 1900г. с программным
докладом «Самостийна Украина», где впервые обосновал концепцию и
принципы создания независимой украинской державы». Высказываются планы переименовать одну из харьковских улиц в улицу Михновского и открыть ему памятник.
Кроме того, мемориальная доска, увековечивающая память о Михновском,
открыта во Львове, а в родном селе Михновского в Киевской области
центральная улица носит его имя. Одновременно с этим ряд
националистических партий Киева выступают с инициативой переименования в
честь Михновского одной из киевских улиц. В 2008г. имя Михновского
выдвигалось на номинацию «Великие украинцы» на центральном телеканале
«Интер».
Харьков вообще в последнее время превращается в русскоязычную
«столицу» украинского национализма. В городе проводят публичные акции
некоторые одиозные украинствующие организации (УНА-УНСО), а стены многих
домов периодически «пачкаются» надписями «ОУН-УПА!», «Слава героям!» и
т.д.
Говорят, что эта традиция «русскоязычного руссоненавистничества»
была заложена ещё при Царе-батюшке, который допустил многих
учителей-поляков к преподаванию в харьковском университете. Их усилиями в
царском ещё Харькове учреждались сепаратистские кружки, где всё
украинское выдавалось чуть ли не за божественное, а всё русское – за
инфернальное. Украинствующие субъекты в Харькове – явное меньшинство, но
меньшинство это злобно-пассионарное и агрессивное.
Главные персонажи украинской идеи – Бандера, Шухевич – открыто
проповедовали идеи антисемитизма и расистской ненависти к не украинцам. В
своих воспоминаниях родная сестра Шухевича – Мария, которая вышла замуж
за балкарца и почти всю жизнь прожила в Нальчике – вспоминала, что
родственники не одобрили её выбора, поскольку де её избранник (о, ужас!)
не был украинцем. Мать Марии потребовала от дочери клятву, что она
никогда не родит мужу-балкарцу детей, дабы не плодить не украинцев (!).
Мария клятву дала. И она действительно никогда не стала матерью.
Расизм составляет немалую часть политической риторики партии
«Патриот Украины», чей лозунг «Nация превыше всего!» (именно с латинской
буквой «N”) очень напоминает речёвки немецких фашистов. Для пущего
сходства с гитлеровцами «патриоты Украины» называют себя украинскими
социал-националистами.
«Патриот Украины» занимается распространением «Дневников Тёрнера» —
апокалипсической антиутопии, ставшей культовой среди расистов в США.
Автор «Дневников» Уильям Пирс был соратником Джорджа Рокуэлла,
основателя Американской нацистской партии, в доме которого висел
огромный фашистский флаг. Около него Рокуэлл соорудил алтарь, где стоял
портрет Гитлера, перед которым горели три свечи. Выступая за расовую
сегрегацию, Рокуэлл сотрудничал с Ку-Клукс-Кланом и призывал белых людей
бороться против чёрных и азиатов.
Теперь те же лозунги выдвигают украинские националисты из «Патриота
Украины». Иногда в общественном транспорте попадаются их агитационные
наклейки с лозунгом, написанном по-украински: «Белый человек – Великая Украина». На наклейке изображена улыбчивая белая женщина и такой же жизнерадостный белый младенец.
Идёт и уличная пропаганда. Заборные надписи, выполненные «правильными» патриотами, призывают небелых граждан покинуть Украину: «Обезьяны! Домой!», «Мы не фашисты! Мы – патриоты!».
Столь бескомпромиссный подход к расовому вопросу со стороны
украинских националистов – не новые веяния, появившиеся на заре ХХ века и
перекочевавшие в век ХХI-й. Вспомним хотя бы шевченковский термин
«московщеня», каким великий Кобзарь называет в своей поэме внебрачного
сына русского солдата и украинки. «Московщеня» – это, надо полагать,
«московське щеня», родившееся не от «правильного» человека.
В письме к Г. Квитко-Основьяненко Т. Шевченко жалуется: «Кругом москали и немота, ни одной души крещёной».
В украинском фольклоре «москалям» тоже место нашлось. Сейчас таких пословиц как «Хороший человек, да только ж москаль», «С москалём дружи, а камень за пазухой держи», «Москаль в гробу – на селе праздник»
почти никто не помнит и не знает, но их можно услышать из уст
украинских националистов из числа любителей украинского фольклора. И они
очень заботятся об их популяризации.
В ряде анекдотов повествуется об украинской девушке, родившей от негра. Но её родственники не особо огорчаются: «Зато гарантия, что не москаль!». Правда, москали не единственный объект такого юмора. Достаётся, и очень часто, молдаванам. Чего только стоит поговорка «Коза – не тварина, молдаван – не людина» («коза – не животное, а молдаванин – не человек»).
Критикуя украинский национализм, не следует забывать о его уродливой
расисткой сути. Её следует всячески разоблачать и выставлять напоказ,
чтобы продемонстрировать его во всей красе, и отбить у молодого
поколения желание в неукраинцах видеть объект для агрессии.
Александр Дундич
25/01/2011 11:45
Постоянный адрес :
http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=11&newsid=13348