Офицерский диплом лишают государственного престижаКак нам реорганизовать систему военного образования и при этом ее не погубить
Сегодня компьютер становится почти таким же привычным в армии как и автомат Калашникова.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В сентябре 2010-го Роберт Гейтс заявил, что «…у российского министра
имеется интерес к профессиональному военному образованию», отметив, что
готовить профессионалов в области обороны и безопасности сложно. С этим
трудно спорить, а действия команды Анатолия Сердюкова вызывают
критические отзывы политических и общественных субъектов.
Реформировать систему военного образования – вызов для любой страны.
Проанализируем планы и действия российского Минобороны в этом отношении.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Состояние и качество военного образования влияют на безопасность
современного государства. Немецкий философ Шмитт считал, что «понятие
нации есть понятие образования. Только образованный народ в смысле таких
качеств, как человеческая воля и человеческое самосознание, является
нацией». Эти мысли в полной мере реализуются в политике современных
государств, когда в выборные органы власти попадают наиболее
образованные и умудренные опытом люди, понимающие действительную волю
народа и сознающие суть народного блага. Грамотные политики и госдеятели
понимают, что реформированию образования обязательно предшествует
консенсус между всеми участниками социально-политического процесса.
Аналогичное понимание предварительной научной и социальной
выверенности любого реформирования вроде бы сложилось у отечественной
элиты. Ректор МГУ им. Ломоносова на международной конференции
Ярославль-2009 отмечал: «Каждое предложение в системе образования должно
сопровождаться широким обсуждением в экспертном сообществе, необходимо
учитывать мнения педагогов, учителей, профессионалов, ученых».
Согласимся и поставим проблему: почему реформирование российского
военного образования началось без достижения общественного консенсуса?
Почему общественность побоку?
Действительно, общественность и эксперты в нашей стране «бьют
тревогу», постоянно подмечают «недоработки» и «нестыковки» в действиях
Минобороны, нелогичность некоторых шагов. Однако создается ощущение, что
никто не обращает внимания на обеспокоенность общественности. Несколько
сентябрьских появлений на центральных телеканалах фактического
руководителя системы военного образования Фральцовой оставили у
специалистов некоторое недоумение и вопросы: неужели действительно
реформирование военного образование осуществляется по единому и четкому
плану? Если план есть, то в чем его суть? Какова реалистичность этого
плана?
На наш взгляд, можно выделить несколько причин, почему общественное
обсуждение плана военного реформирования не состоялось.
Во-первых, у нас в стране традиционно руководящее меньшинство
убеждено в том, что без подсказок снизу знает, как привести «темное»
большинство к светлому будущему. Так было в 1917 и 1991 годах.
Во-вторых, в России любой реформатор полагает, что успех
преобразований лежит на пути демократизации, которая понимается как
якобы никем не изведанный процесс. Поэтому реформирование общественных
отношений, как правило, осуществляется на авось.
В-третьих, военные изначально никогда не обсуждают приказы в своей
среде, а уж с гражданскими, по их мению, обсуждать свои проблемы просто
крамольно. То есть отечественные органы военного управления и офицерский
состав психологически не были готовы к резким действиям руководства
государства.
В-четвертых, полагаем, что необходимость кардинального реформирования
вооруженных сил и системы управления ими вызвала достаточно хаотичная
военная кампания с Грузией 2008 года.
ВВУЗОВ СТАНЕТ МЕНЬШЕ
Расчет численности военных вузов прост и сводится к приведению
количественных и качественных параметров системы военного образования в
соответствие со структурой, численностью и задачами ВС. Это расписано в
постановлении правительства РФ № 352 о федеральной программе
«Реформирование системы военного образования в Российской Федерации до
2010 года». Сокращение ввузов аргументируется тем, что с 1990 по 2001
год произошло существенное сокращение численности ВС, при этом сеть
военно-учебных заведений не была сокращена в соответствующих пропорциях.
Но почему места для службы офицеров сокращались, а их
перепроизводство продолжалось? Чем объяснить такую диспропорцию со
стороны Минобороны? Выкладками о том, что содержать было выгоднее, чем
сокращать? Понятно стремление военного ведомства активизировать
адаптацию военного образования под современные задачи ВС и трансформацию
общества. Одновременно закладываются основы под возможную унификацию
военного образования к единой общеевропейской системе коллективной
безопасности. Для Минобороны упрощается управление вузами и
увеличивается конкурс при поступлении в них в будущем, обеспечивается
финансовая экономия и еще ряд преимуществ.
Смогут ли такие действия Минобороны решить настоящие проблемы ВС и
военного образования? На наш взгляд, сомнительно, так как не определены
место, роль и функциональные обязанности офицера в новой моральной и
организационной системе войск, в которой по замыслу преобразований
акцент на учебно-воспитательную работу с солдатом в мирное и военное
время переносится на сержанта по контракту. А ведь сержант еще не
подготовлен в прямом и переносном смысле. Они существуют виртуально, но
их нет пока реально. Одновременно в ввузах ухудшается
материально-техническая база, снижается интеллектуальный уровень ППС, да
и многие из них пока не понимают сути преобразований, а
педагоги-интеллектуалы не хотят работать за копейки.
Что даст ВС численное сокращение ввузов? На первом этапе – много
сложностей в приведении штатной численности офицеров к оптимуму. Уже
сейчас офицерам, которые хотят служить, предлагают должности сержантов
без четкой перспективы карьерного роста. В последующем следует
предположить: 1) скорее всего – нехватку молодых офицеров для нужд
войск, особенно в получении офицеров по редким специальностям; 2)
трудности с мотивацией к службе у значительной части офицеров; 3)
нарастание проблем с комплектованием офицерских должностей в воинских
частях «за Уралом». Размышления над проблемами, к которым приведет
сокращение численности вузов, мы систематизировали в таблицах, которые
предлагаются читателям на стр. 7.
Замысел Минобороны, заключающийся в замене значительной части
офицерских должностей в ввузах гражданскими специалистами, формируется
уже много лет. И когда после очередной реформы в армии не хватало
офицеров, то проводились успешные наборы из числа студентов невоенных
вузов. Следовательно, возможно повторение этого опыта, только наоборот:
«распогонить» часть офицерских должностей и заменить их сначала
офицерами запаса, а в последующем и вообще гражданскими специалистами.
Таков замысел Минобороны.
Но какой будет отдача? На наш взгляд, уменьшатся расходы на
социальные льготы военнослужащим, что приведет к финансовой экономии. На
многих неспециализированных должностях ППС появятся гражданские
педагоги, что повысит их мобильность. Одновременно сократится
численность офицеров, особенно старших, у них утратится мотивация к
педагогической деятельности. Возможно первоначальное существенное
снижение качества обучения в ввузах. Но вместе с тем существующие
проблемы армии и военного образования не уйдут. Останется низкая
социальная защищенность военнослужащих и гражданского персонала, низкая
оплата труда преподавателей. В итоге в условиях нехватки средств на
военную реформу экономия становится самоцелью.
Что в итоге? Возможно, что часть ППС ввузов освободится от исполнения
обязанностей военной службы и сможет уйти в другие вузы, но и в них
Минобрнауки также проводит сокращения. Следовательно, ученые и
преподаватели в погонах остаются брошенными на произвол судьбы, а
Минобороны вновь экономит. У офицерского состава утрачивается мотивация к
педдеятельности. И мы полагаем, что очень скоро Минобороны станет
заказывать гражданским вузам ППС для себя. Печальный прогноз.
ОФИЦЕРЫ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ?
Сокращение около 200 тыс. офицеров потребовало от Минобороны принятия
экстренных мер. Среди них – приостановка приема абитуриентов в
военно-учебные заведения в течение ближайших четырех лет. Ввузы
постепенно «умирают» сами, а мечта многих мальчишек быть офицерами стала
несбыточной. Такими жесткими мерами идет выравнивание численности
офицерского состава в связи с новым обликом армии.
На наш взгляд, при этом неизбежно возникают проблемы с
преемственностью у кадровых офицеров в войсках, ввузы просто не успевают
перестроиться к Болонскому процессу, снижается привлекательность
военной службы в российском обществе. Кстати, советское общество
«трясло» не раз, когда ему якобы не были нужны офицеры.
Что в итоге? Уже сегодня нарушаются российские воинские традиции,
реальна угроза отечественным военным династиям. Поколение сегодняшних
17–19-летних юношей оставлено без возможности поступления на учебу для
получения офицерского звания, что снижает образовательный уровень в
целом в ВС и создаются новые проблемы с подготовкой офицеров в будущем.
Также прогнозируем усиление текучести невоенного ППС ввузов.
Что и кто от этого выиграет?
В чем заключается интерес Минобороны России, когда оно стремится
вывести свои вузы за пределы Москвы и других крупных городов?
ОЧЕВИДНЫЙ МИНУС
«Хорошей и надежной может быть только та армия, в которой процветает
военно-научная литература», – подчеркивал наш соотечественник
А.А.Свечин. Без науки и ее развития не может успешно существовать ни
одна человеческая сфера жизнедеятельности, а уж армия и подавно. Однако
Минобороны идет на беспрецедентное сокращение количества проектных и
научно-исследовательских структур в ВС. Интерес Минобороны понятен: 1)
уменьшить численность старших офицеров и расходы на их социальное
обеспечение; 2) устранить механизмы участия офицеров в коммерческих и
коррупционных схемах; 3) ликвидировать группу офицеров, не связанных с
боевой подготовкой; 4) высвободить недвижимое имущество для продажи.
Однако как собирается Минобороны устранить ярко выраженное отставание
отечественного ВПК в научной, исследовательской и
опытно-конструкторской деятельности? Как при этом нейтрализовать
неспособность Минобороны организовать эффективную научную и
исследовательскую работу в ВС? Пока ответов на эти вопросы никто не
услышал.
На наш взгляд, результатом сокращения количества проектных и
научно-исследовательских структур в российских ВС станет дальнейшее
снижение отдачи от внутренней научной, исследовательской и
опытно-конструкторской работы. В то же время в значительной мере для
Минобороны повышается значимость акционировавшихся НИИ и проектных
институтов, а также предприятий и НИИ военно-промышленного комплекса.
Полагаем, что российскому военному ведомству целесообразно в срочном
порядке создать в системе военного управления структуры аутсорсинга.
Таким образом, изменения в отечественной системе военного образования
назрели давно. Но, к сожалению, все ветви госвласти, общественность и
СМИ оказались вне подготовки и осуществления этих изменений. Эти
изменения уже сказываются на военной безопасности России. Мы не
поддерживаем стремление экономить на военном образовании. В то же время
реальная информатизация, компьютеризация и интернетизация военных вузов
будет благом.
Реформирование военного образования – это не внутреннее дело ВС.
Минобороны придется считаться с требованиями Болонского процесса к
национальным образовательным системам и ему есть смысл добиваться
поддержки своих действий со стороны общественности и СМИ. Осталось
понять: готово ли российское Минобороны к этому?
Таблица 1 Анализ уменьшения количества вузов Минобороны РФ (по мнению Ассоциации военных политологов) |
|||
Интерес Минобороны | Что это даст Вооруженным силам (ВС) | Настоящие проблемы ВС и военного образования | Предполагаемый результат реформирования |
1. Адаптация воен. образования под социально-экономические |
1. Сложности в получении офицеров |
1. Не определены место и роль нового офицера в системе ВС. |
1. В перспективе – повышение статуса остающихся ввузов. |
Таблица 2 Анализ «распогонивания» ППС в вузах Минобороны РФ (по мнению Ассоциации военных политологов) |
|||
Интерес Минобороны | Что это даст Вооруженным силам (ВС) | Настоящие проблемы ВС и военного образования | Предполагаемый результат реформирования |
1. Отказ от помощи профессиональной карьере офицерского ППС. |
1. Сокращение численности офиц. состава, в особенности старших |
1. Низкая социальная защищенность военнослужащих и гражданского |
1. Большая часть ППС ввузов освобождается от исполнения обязанностей |
Таблица 3 Анализ фактического прекращения набора обучаемых в ввузы (по мнению Ассоциации военных политологов) |
|||
Интерес Минобороны | Что это даст Вооруженным силам (ВС) | Настоящие проблемы ВС и военного образования | Предполагаемый результат реформирования |
1. Сокращение численности офиц. состава в соответствии с новым |
1. Сложность карьерного роста молодым офиц. в условиях сокращения |
1. Снижение статуса офицера и привлекательности воен. службы в |
1. Пробел в системе преемственности поколений офицеров. Нарушение |
Таблица 4 Анализ выведение ВВУЗов за пределы Москвы и других крупных городов (по мнению Ассоциации военных политологов) |
|||
Интерес Минобороны | Что это даст Вооруженным силам (ВС) | Настоящие проблемы ВС и военного образования | Предполагаемый результат реформирования |
1. Высвобождение недвижимости для продажи. |
1. Уменьшение возможностей пользования культурно-образовательными |
1. Низкая привлекательность воен. службы. |
1. Отсутствие ввузов в крупных гарнизонах. |
Таблица 5 Анализ процесса формирования нового облика ВС РФ (по мнению Ассоциации военных политологов) |
|||
Интерес Минобороны | Что это даст Вооруженным силам (ВС) | Настоящие проблемы ВС и военного образования | Предполагаемый результат реформирования |
1. Снизить количество расходов на социальное обеспечение |
1. Сокращение численности офиц. и командного состава ВС. |
1. Снижение привлекательности воен. службы. |
1. Возможно – оптимизация расходования бюджетных средств на |
«Независимая газета» http://nvo.ng.ru/concepts/2010-10-15/6_diplom.html