Прерванный полет Идриса Файзуллина

Прерванный полет Идриса Файзуллина


В середине марта в подмосковном Кратово произошла трагедия – был застрелен один из разработчиков двигателей боевого самолета России СУ-27 Идрис Файзуллин. В последние годы он проводил модернизацию существующих летательных аппаратов и работал над созданием беспилотника. Имя
Идриса Файзуллина пополнило скорбный список погибших за последние годы
более чем 30 выдающихся российских ученых, занимавшихся уникальными
разработками. Прискорбно, но имена многих из них так и остались известны
лишь в узком кругу специалистов. Чтобы избежать в этот раз аналогичной
ситуации наш корреспондент попросил рассказать о жизни этого
талантливого и незаурядного человека его сына, Фарида Файзуллина.

— Фарид, Вы тоже близки стезе отца, поэтому как профессионал понимаете, что влечёт людей в самолетостроение?

— Романтика, ощущение свободы, начиная со стройотрядов, с которыми
он объехал всю Россию. Мой отец пришел в авиастроение из юношеского
увлечения планеризмом. Это ощущение он пронес через всю свою жизнь, от
вчерашнего выпускника Казанского авиационного института до гендиректора
градообразующего предприятия.

— Но ведь это не только «ясное небо над головой», но и тяжелый
труд, часто сопряженный с риском для жизни. Одни испытания новой техники
и летного снаряжения чего стоят. Ваш отец принимал в этом
непосредственное участие?

— Да, он лично испытывал катапульты, днями находился в барокамере в
летном костюме, который потом запускался в серийное производство.
Причем, однажды ему пришлось провести в барокамере 3 дня подряд,
перенося колоссальные нагрузки. Или, например, испытывать центрифугу,
которая разгоняет скорость с ускорением 100 метров в секунду.

— Какой эксперимент Вы считаете, пожалуй, самым экстремальным?

— Каждое испытание по-своему опасно, что не дает конструктору права
на ошибку. Помните, в царское время инженера ставили под новый мост и
пускали по нему поезд. Вот поэтому мосты столетней давности отличаются
высоким качеством. Там, в небе, конструктор тоже один на один со своей
машиной.

— Патенты, грамоты, государственные награды….. говорят, Идрис Файзуллин имел их множество?

— Всего около 100. Он к ним относился просто, не любил всей этой
помпезности. Но особенно дорога ему была правительственная награда «За
верность Долгу и Отечеству» от Союза ветеранов десантных войск. И,
конечно же, патенты своих изобретений.

— Какое из его последних изобретений, на Ваш взгляд, самое яркое?

— Думаю, легкий самолет-амфибия на надувной подушке «Чирок».
Представьте себе небольшой частный самолет, который может приземляться
на любой поверхности и стоит почти как иномарка – 20-30 тысяч долларов.
Развивая на нём скорость 300-400 км/ час, вы можете через 5 часов
приземлиться в любой точке Крыма. Это машина будущего.

— Правда ли, что Идрис Каллимулович даже отказался от должности главы города Жуковский. Неужели в наши дни такое бывает?

— Ему предлагали баллотироваться в мэры Жуковского, в котором он жил
с 1974 года и который стал его второй родиной после Казани. И в
депутаты тоже предлагали. Но отец решил, что будет полезнее обществу на
своем посту руководителя предприятия. Он считал, что каждый человек
должен заниматься своим делом.

— Какие социальные и гуманитарные проекты он помогал реализовывать?

— К нему тянулись люди, и двери его рабочего кабинета, где он, по
сути, жил, были открыты для всех. Отец помогал детскому дому в
Жуковском, фактически, взяв на содержание здание, покупая мебель и
одежду, организовывая праздники для воспитанников. Также помогал
соматическому санаторию, где лечатся дети-сироты. Последнее время уделял
внимание развитию татарской культуры — ведь в Жуковском живет немало
уроженцев Татарстана. Отец организовал для детей и взрослых воскресную
школу, которую посещали люди разных национальностей.

— А что за история про колхоз, который стараниями Файзуллина стал самым лучшим в регионе?

— Это был такой обычный полуразвалившийся совхоз в селе Эмекова,
около города Волжска в Марий Эл. Еще лет пять назад там была полная
разруха. Отец решил «поднять город», приезжая в Марий Эл несколько раз в
месяц. И сегодня этот совхоз признан ведущим в республике.

Вы, кстати, знаете про разработанный отцом уникальный аппарат по
переработке сахарной свеклы, которая позволит увеличить производство
сахара в 3 раза? Таких установок в мире продается всего 3-5 в год,
сейчас этот аппарат проходит испытания в Германии. Помимо этих вещей, он
предложил усовершенствовать систему очистки сточных вод в городах. И
это тоже уникальная разработка, которую возглавлял Файзуллин. Еще у него
были уникальные в мире наработки в системе бурения скважин и добычи
нефти.

— Сейчас наша переходит на мировые стандарты недропользования, когда на первое место выходят именно экологические требования.

— Именно в этом и заключается его подход. Отец разработал
модернизацию существующей системы нефтедобычи, сделав её более
экологичной и рентабельной. Ведь как сейчас происходит? Скважины
вырабатываются только на 50%, потом их консервируют, так как снизу
выкачивать нефть уже нерентабельно. То есть, после выработки 50%
скважину, по сути, бросают. Отец предложил довести эту цифру до 10%,
увеличив ресурс скважин.

— То есть, «система Файзуллина» позволит нефтяникам увеличить свою прибыль почти в два раза?

— С 50 до 90 процентов. К этим разработкам уже проявили интерес наши
нефтяные кампании «Татнефть», ТНК. Сейчас в Сибири проходят испытания
этой системы.

— Авиастроение, сельское хозяйство, модернизация отечественной
нефтянки… На что еще хватало сил у этого талантливого человека?

— Приехав в Жуковский по распределению в середине 70-х, он как никто
другой знал, насколько важно каждой семье иметь собственную квартиру,
не мыкаясь «по углам». Поэтому помимо научной деятельности он находил
время на строительство жилых домов и объектов сферы обслуживания

— Как ему на все хватало сил и времени? Откуда он черпал жизненные силы?

— Он был оптимистом, умел приободрить людей, вдохновить их, вселить
надежду. Он работал по 12 часов в сутки. Поэтому в соседней с кабинетом
комнате у него всегда была коробка с игрушками для любимых внуков. Я
думаю, он работал ради них, видя в них свое продолжение. И, конечно, ему
помогал юношеский азарт, умение видеть лучшее в людях, не раскисать и
не пасовать перед трудностями. Про таких говорят: высади их в чистом
поле – через пять лет там будет цветущий город. Ученый, менеджер,
общественый деятель и просто человек….

Дмитрий Плеханов

06/05/2011 17:04



Постоянный адрес :
http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=41&newsid=13968


Присоединяйтесь к нам:

Добавить комментарий