18 апреля около 300 силовиков Чечни вошли в ингушское селение Аршты под предлогом проведения спецоперации. Истиной целью визита была попытка организовать митинг в связи с территориальным спором между республиками, считают в Совбезе Ингушетии. Сотрудники полиции Чечни вступили в противостояние с полицейскими Ингушетии, шестеро из которых получили травмы различной степени тяжести, сообщил глава Минздрава Ингушетии.
По данным Совбеза Ингушетии, вместе с силовиками из Чечни в населенный пункт Аршты прибыли начальник полиции МВД по ЧР Али Алаудинов, депутат ГД РФ Адам Делимханов, депутат парламента ЧР Дарчиев, глава сельского поселения Серноводское Ханариков, глава администрации Ачхой-Мартановского района Хаджаев.
«Около 09.00 сотрудники МВД ЧР во главе с начальником полиции проникли в село Аршты под предлогом проведения спецоперации по поимке и задержанию террориста Умарова», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» помощник секретаря Совета безопасности РИ Тимур Боков. На самом деле была предпринята попытка провести несанкционированный митинг, считает он.
Сельское поселение Аршты входит в зону территориальных претензий ЧР. Но местное население свою позицию по этому поводу давно высказало: они хотят оставаться в составе Ингушетии, пояснил позицию властей Ингушетии Тимур Боков.
«Местное население участвовать в этом фарсе отказалось, они привезли с собой около тридцати жителей сельских поселений Ассиновская и Серноводская. Они должны были выступить на митинге и заявить о своем намерении войти в состав ЧР. Три чеченских оператора снимали все происходящее на видео», — заявил Тимур Боков, добавив, что действие длилось полтора часа, пока не стали подтягиваться ингушские силовики.
При пересечении административной границы чеченскими силовиками произошла небольшая потасовка между сотрудниками МВД ЧР и сотрудниками ППС Ингушетии, в результате которой с ингушской стороны пострадали шесть человек.
«По этому поводу было проведено экстренное заседание Совбеза, в котором принял участие глава республики Юнус-Бек Евкуров. На совещании прозвучал призыв к сотрудникам силовых ведомств ни в коем случае не поддаваться на провокации, и применять оружие только в случаях, предусмотренных законом», — сказал помощник секретаря Совбеза.
«В Сунженскую районную больницу обратились шесть сотрудников полиции РИ», — рассказал министр здравоохранения Ингушетии Беслан Матиев.
По данным главы Минздрава, у четверых ссадины и порезы, они получили медицинскую помощь амбулаторно.
«Двоих пришлось госпитализировать – у них сотрясение головного мозга. Они находятся в стационаре, но опасности для жизни их состояние не представляет», — сказал Беслан Матиев.
По данному факту аппаратом Совбеза РИ направлены письма о необходимости проведения служебной проверки в главное управление собственной безопасности МВД России, администрацию президента России, прокуратуру и Следственный комитет РФ, проинформировал Тимур Боков.
Секретарь Совбеза РИ Ахмед Котиев сообщил, что в настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту инцидента.
«В Аршты вошли вооруженные сотрудники МВД Чечни на БТРах и военных «Уралах», — рассказал Котиев. – Они сказали, что приехали в Аршты для проведения спецоперации. Зачем тогда гражданские, депутаты, главы администраций? Зачем стоять посреди села возле мечети и снимать на камеры происходящий, якобы, митинг?».
На дороге, ведущей в Аршты, стоял в дневное время выдвижной пост. После событий 18 апреля на данном участке будет выставлен круглосуточный стационарный пост, заявил Котиев.
Житель села Аршты на условиях анонимности рассказал о событиях, свидетелем которых он стал. «Все, что происходило в селе, я видел своими глазами. Утро началось, как обычно, люди занимались своими делами. По пути на работу я услышал, что к нам приехали на джипах люди со стороны Бамута, — говорит мужчина. — Среди них были представители власти ЧР в сопровождении вооруженной охраны. Кроме них, я увидел жителей соседних населенных пунктов».
На вопрос жителя Арштов о цели приезда, визитеры ответили, что приехали поговорить с местными жителями о том, как они настроены в отношении административной границы. «При этом они подчеркивали, что они ни на что не претендуют, — рассказал собеседник. — Эти люди сказали, что должен приехать Делимханов, он поговорит с населением, и все разъедутся».
Местный житель, выехавший в это время в Чечню, вернулся обратно, сказав, что его не выпускают из-за скандала между чеченскими и местными силовиками, рассказал житель Арштов. «Вскоре на площади возле мечети появилось не меньше двухсот вооруженных людей. С ними был и Делимханов. Он сразу стал возмущаться, что его задержали и сорвали операцию по поимке членов НВФ. Он поговорил о чем-то со своими людьми и с нашим главой администрации минут пятнадцать, развернулся и уехал», — утверждает мужчина.
С чеченской стороны, по словам местного жителя, приехали несколько операторов – они все снимали на видео. «Позже я слышал, что они на окраине села снимали интервью с какими-то людьми, которые представлялись жителями Арштов», — рассказал собеседник.
Напомним, территориальный спор между властями Чечни и Ингушетии начался в конце августа прошлого года. Тогда, как сообщалось, глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что намерен обсудить на федеральном уровне вопрос об установлении административной границы с Ингушетией. Юнус-Бек Евкуров согласился с тезисом о необходимости определения границы, отметив, что она должна идти по уже устоявшимся территориям.
Созданные в обеих республиках комиссии по определению административной границы после завершения своей работы отправили выводы в федеральный центр, сообщил 13 ноября 2012 года Юнус-Бек Евкуров.
Никаких централизованных решений принято не было, однако в конце января 2013 года в главном печатном органе Чечни – газете «Вести республики» был опубликован подписанный главой Чечни закон, в соответствии с которым ряд населенных пунктов Сунженского района Ингушетии переходит под юрисдикцию ЧР. 6 марта Рамзан Кадыров потребовал включить в состав Сунженского района Чечни и населенный пункт Аршты, который в настоящее время относится к Ингушетии.
Это вызвало крайне негативную реакцию со стороны ингушских властей и общественности этой республики. Сунженский район Ингушетии остается неотъемлемой частью республики, а между Ингушетией и Чечней должна быть определена административная граница, заявил 12 марта Юнус-Бек Евкуров в телевизионном обращении к гражданам региона.
Примечательно, что вопрос границ между республиками стал второй темой, вызвавшей обмен репликами разной степени критичности между главами Ингушетии и Чечни. 4 августа 2012 года Рамзан Кадыров выступил с критикой в адрес Юнус-Бека Евкурова, оценив противостояние властей Ингушетии терроризму как недостаточно активное. Непосредственным поводом стали слова Евкурова о непричастности силовиков Чечни к спецоперации в селении Галашки.