считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой
«военной демократии». Были, конечно, и специально подготовленные витязи,
которые посвящали всю свою жизнь войне, но владели военными навыками
все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники.

Надо
помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее, мужчина в 14-16
лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь,
жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал
на военную службу, юный князь получал в управление град.
Кроме
того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет не
в нашу пользу. Практически все они были психически и физически здоровы.
Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении –
действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем
постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника,
воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки
индустриального и постиндустриального обществ – алкоголизм, наркомания,
проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т. д.
Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) – в 2-3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня.
Надо отметить, что этот обычай бытовал у всех социальных слоёв. Этот
священный обряд восходит ко времени седой языческой древности. Только
позднее церковь взяла обряд пострига на вооружение. Обряд пострига
прослеживается у всех народов индоевропейского корня, в христианской
Европе он сохранился, как ритуал посвящения в рыцари.
Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков
настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города,
области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который
определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена в
нынешней России. Мужчин воспитывают женщины – дома, в садиках, школе, в
вузах, в итоге в стране очень мало «мужского начала», русские перестали
быть Воинами. Только в критической ситуации, на войне, у части русских
просыпается родовая память, и тогда русским нет равных в бою. Частично
подобное воспитание сохранилось у кавказских народов, в Чечне, но в
извращенном виде, там свой народ считается избранным, а остальные
принижаются (своеобразный нацизм).
Основным в воспитании воина
является воспитание Духа, это прекрасно знали наши предки. Это знали и
великие русские полководцы, например, А. Суворов, его «Наука побеждать» —
плоть от плоти наследие предков.
В Восточной Руси не было
специальных школ (по крайней мере нет известий об их существовании). Их
заменяла практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства
мальчиков приучали к оружию. Археологи находят много деревянных мечей,
их форма соответствовала настоящим мечам. Это не нынешние пластиковые
игрушки — деревянным мечом опытный боец мог противостоять врагу, вес
деревянного дубового меча почти соответствовал железному. В набор юного
воина также входили: деревянные копья, ножи, лук со стрелами (простой
лук).
Существовали игрушки, игры, развивающие координацию
движений, ловкость, быстроту — качели, всевозможных размеров мячи,
вертушки, санки, лыжи, снежки и т. д. Многие из детей, особенно из
знати, уже малыми детьми получали боевое оружие – ножи, мечи, топорики. В
летописях описаны случаи, когда они их и использовали, убивая врага.
Нож был с мужчиной с самого детства.
Вопросами существования
особой школы боя на Руси занимался А. Белов, он создал систему –
«Славяно-горицкая борьба». Он подтверждает, что боевая подготовка проходила в форме народной игры,
а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые
проходили по праздникам, большинство из них имели дохристианские корни
(Купала, день зимнего солнцестояния и другие). Одиночные кулачные бои,
бои «стенка на стенку» были обыкновенным явлением вплоть до 20 века.
Дети впитывали эту культуру боя чуть ли не «с пелёнок».
Обучение
велось и на уровне учитель – ученик, сравните: на Руси до 18 столетия
университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола
отливали, книги писали, уровень образованности населения в X-XIII века
был намного выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки
передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать
мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился
учеником мастера, в военном деле также.
Важнейшую роль играла практика,
Русь вела постоянные войны с соседними народами, часто шли и
междоусобные войны. Недостатка в реальных боевых условиях не было,
молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала
свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной
школе таких «уроков» не получишь.
В мирной жизни боевые навыки поддерживались не только народными игрищами, но и еще одной важной сферой – охотой.
Это в настоящее время зверь почти не имеет шансов против человека с
огнестрельным оружием. Тогда борьба шла почти на равных — когти, клыки,
мощь, развитые чувства против умений человека и холодного оружия.
Настоящим воином считался тот, кто добыл медведя. Представьте себя с
охотничьим копьём (рогатиной) против медведя! Охота была отличным
тренингом для поддержания Духа, боевых навыков, учёбой по преследованию,
выслеживанию врага. Недаром Владимир Мономах в своём «Поучении» с
одинаковой гордостью вспоминает о боевых походах и охотничьих подвигах.
Подведём
итог: мальчика делали Воином, защитником Рода, Родины на основе
психических установок (по-современному — программ), которые внедряли с
рождения (и даже до рождения, т. н. предродовое обучение), традиций
народных детских и взрослых игр, празднеств, постоянной практики. Именно
поэтому Русы считались лучшими бойцами планеты, даже китайских
императоров охраняли не бойцы их монашеских орденов и школ, а воины
русы.
Источники:
Белов А. К. Славяно-горицкая борьба. Изначалие. М., 1993.
Долгов В. В., Савинов М. Храбры Древней Руси. Русские дружины в бою. М., 2010.
Полное Собрание Русских Летописей.
Поучение Владимира Мономаха. СПб., 1997.
3 Comments
Жаль,что в наше время всё не так
olga63 может будет интересно:
Люди вообще являются материалом, из которого на свою потребу власть лепит то, что ей нужно. Если кто-то думает, что демократическая власть является исключением, то это заблуждение. Данная власть держится на воле толпы – электората. И этот электорат она умело формирует обещаниями корытца с похлёбкой, тёплого хлева и развлечений на все вкусы. Личности такой власти не нужны даже внутри самой себя, более того – они для неё опасны. Соответственно система формирования личности в современном мире предана анафеме, объявлена пережитком тоталитаризма и официально заклеймлена всеми возможными педагогическими и психологическими теориями….
http://polnyi-pisec.info/vospitanie-voina/
Спасибо)))