На какие уступки придется пойти России при вступлении в ВТО?

Комментирует кандидат экономических наук Алексей Чичкин

На днях чиновники огласили полный перечень требований, предъявляемых России по линии Всемирной торговой организации.

Комментирует кандидат экономических наук Алексей Чичкин:

— Дело вовсе не ограничивается снижением или даже отменой экспортных
пошлин на древесину. Фактически речь идет о полном открытии нашего
национального рынка для импорта.

Так, на днях СМИ сообщили о том, что ВТО и Евросоюз настаивают, в
частности, на повышении внутренних железнодорожных тарифов в России до
уровня внешнеторговых. То же подтвердил Аркадий Дворкович, помощник
президента РФ по экономическим вопросам, на конференции «Российский
банковский сектор: жизнь в новой реальности».

Дескать, низкие внутренние цены на железнодорожные грузоперевозки – это
нерыночное субсидирование экономики. Хотя, напомню, что в большинстве
стран-членов ВТО, и даже в таких, как Гаити, Малави, Свазиленд, Суринам,
Папуа, Фиджи, Грузия, Молдавия, — эти перевозки по-прежнему прямо или
косвенно субсидируются государством, чтобы сохранить
транспортно-экономические взаимосвязи между регионами тех стран. И,
стало быть, для сохранения общегосударственного экономического
пространства.

Но расстояния в тех странах, мягко говоря, несопоставимы с
российскими. Вдобавок, в России до сих пор регионы добычи сырья на
многие сотни, а то и тысячи километров удалены от регионов, где это
сырье перерабатывается. Нетрудно предугадать какими последствиями
обернется удорожание внутрироссийских грузоперевозок по железным
дорогам.

А почему, собственно, такое требование адресовано именно стальным
магистралям РФ? Потому, что минимум половину объема перевозок грузов в
нашей стране осуществляют железные дороги. По мнению многих экспертов,
выполнение этого условия наверняка приведет к экономической изоляции
наших регионов друг от друга, причем с очевидными
социально-политическими последствиями для единства страны – по крайней
мере, экономического.

«Повышение внутренних железнодорожных тарифов может привести к оттоку
значительной части грузов, например, в порты соседних стран Балтии, —
убежден Виктор Морозов, гендиректор морского торгового порта Мурманска. —
За последние годы все порты этих стран прошли полную модернизацию, что
делает наши порты неконкурентоспособными». По его мнению, тарифная
политика государства должна быть чёткой и экономически оправданной;
необходимо «развивать промышленность, обеспечивать перевалку грузов.
Иначе мы не сможем на равных конкурировать с зарубежными соседями».

Сообщается также о требованиях ВТО по сокращению в России госсубсидий
сельскому хозяйству и пищевой промышленности, увеличению российского
импорта мяса и мясопродуктов (т.е. увеличению квот на такой импорт). От
нас требуют ослабить контроль за качеством ввозимых сельхозсырья и
готового продовольствия.

Но, во-первых, объем госсубсидий сельскому хозяйству и пищевикам в
России уже сегодня многократно ниже, чем не только на Западе и в Китае,
но и в большинстве развивающихся стран. Поэтому сокращение этих
госсубсидий, с учетом предписания увеличивать мясной импорт,
окончательно «устранит» препятствия, можно сказать, для завоевания
российского рынка импортным продовольствием.

А во-вторых, эти намерения Запада-ВТО впрямую увязаны с ослаблением
контроля за качеством импортируемых сельхозпродуктов. Ибо «либеральный»
контроль в этой сфере, естественно, ещё в большей мере увеличит долю
продовольственного импорта на российских прилавках. Напомню, в этой
связи, что уже сегодня этот показатель – минимум 35%, а в крупных
городах, индустриальных центрах и курортных регионах – свыше 55%. Причем
без учета сельхозтоваров из СНГ.

Но почему столь высока заинтересованность в российском рынке у ВТО и
западных стран, у которых преобладающее влияние в этой структуре? Потому
что Россия со времени развала СССР остается одним из крупнейших
импортеров продовольствия. И входит в десятку стран-мировых «лидеров» по
импорту продуктов питания и сельхозсырья. Доля же России в агроэкспорте
из Северной Америки и Евросоюза превышает 20%.

http://www.stoletie.ru/fakty_i_kommentarii/na_kakije_ustupki_pridetsa_pojti_rossii_pri_vstuplenii_v_vto_2010-12-20.htm


Присоединяйтесь к нам:

1 Comment

  1. Target:

    мнения читателей:

    Emily
    20.12.2010 17:55

    Так почему же руководство страны так рвется в ВТО? Для них интересы кучки российских олигархов превыше государственных интересов?
    текстильщик
    20.12.2010 18:36

    "Им"… нужна огромная территория для сбыта опасного барахла, и для выкачивания ресурсов. Что и выполянется…

Добавить комментарий