Война в Чечне: видео, фото, документы, свидетельства
Главное меню
Мнение,ВПК.

Система создания боевой техники не отвечает требованиям обороноспособности нашего государства

Система создания боевой техники не отвечает требованиям обороноспособности нашего государстваПоявление утвержденной Государственной программы вооружений на 2011–2020 гг. (ГПВ-2020) породило массу вопросов. Главным из них является – будут ли к 2020 году созданы наступательные и оборонительные системы вооружений? В нынешних условиях это невозможно по причине деградации научно-технических методов создания вооружений, не позволяющих быстро внедрять новые достижения из различных областей и ставить перед наукой новые прикладные задачи. Без высокоэффективных систем оружия боеспособность российских бригад нового типа остается на уровне прошлого века. Имеющие место «перепалки» между военачальниками и оборонно-промышленным комплексом (ОПК) свидетельствуют о том, что Минобороны не способно выдвигать перед создателями вооружений тактико-технические требования, вытекающие из условий войны с высокотехнологичным противником. Следует отметить, что выполнение работ по ГПВ-2020 не обеспечено из-за неудовлетворительного состояния научно-производственной базы ОПК, а также отсутствия высококвалифицированных специалистов. При этом основной причиной прогрессирующего отставания по переоснащению армии новыми и перспективными ВВТ является система создания вооружений (ССВ), которая не отвечает условиям безопасности нашего государства. При существующей ССВ несложно предвидеть, какие результаты следует ожидать от ГПВ-2020.

Запланированное отставание

В конце февраля нынешнего, 2011 года, тогдашний первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин огласил список поставок в войска образцов военной техники в соответствии с ГПВ-2020, большая часть которых является продуктом модернизации старых советских вооружений. Вместе с тем, по заявлениям военачальников, ГПВ-2020 должна обеспечить войска современным оружием, доля которого будет доведена до уровня не менее 70% от имеющегося в наличии. При этом не учитывается создание в этот период новейших вооружений в наиболее развитых зарубежных странах. Ведущие мировые державы, у которых в наличии 60–70% современных вооружений, не будут стоять на месте. При такой ситуации в российской армии к 2020 году может оказаться не 70% новых образцов, а гораздо меньше. Таким образом, обнаруживается отсутствие долгосрочного прогноза создания новейших вооружений на период перехода к нетрадиционным войнам, который есть в развитых странах. При этом нельзя обойти вниманием идею современности образцов и систем, которая стала практическим руководством, требующим того, чтобы всему жизненному циклу вооружений сопутствовала высокая эффективность.

Возвращаясь к оглашенному Поповкиным списку ВВТ, нельзя не заметить того, что из представленных образцов невозможно собрать высокоэффективные наступательные и оборонительные системы оружия для ведения бесконтактных войн. Большинство перечисленных образцов вооружений в ГПВ-2020 не соответствует требованиям ведения нетрадиционных войн, которые применительно к созданию наступательных систем оружия определяют необходимость интеграции различных средств вооруженной борьбы в разведывательно-ударные боевые системы, представляющие собой совокупность функционально взаимосвязанных средств разведки, автоматизированных систем управления (АСУ), необходимого количества высокоточных средств поражения различного базирования. Одновременно этот список отражает отставание России от ведущих государств в создании перспективных ВВТ, которое может быть преодолено в результате организации качественного прорыва, а не путем модернизации старых советских образцов.

Отмечается, что основным приоритетом ГПВ-2020 является поддержание и развитие стратегических ядерных сил страны. Продолжающаяся ставка военно-политического руководства на ядерное оружие, при деградации ОПК в основном используется для имитации подготовки российской армии к войнам с применением обычных вооружений в условиях невыполнения ГПВ-2005, ГПВ-2010, ГПВ-2015. Такая ситуация долго продолжаться не может, поскольку доля современных средств в парке вооружений по стратегическим ядерным силам составляет 20%. При этом существует отрицательное мнение специалистов о разработке в соответствии с ГПВ-2020 новой тяжелой МБР на жидком топливе, которое свидетельствует, что:

–такая ракета с высокой вероятностью будет поражена в шахте одним ядерным боезарядом или высокоточными неядерными средствами;

–из уцелевших и стартовавших ракет большая часть может быть уничтожена на активном участке траектории в результате блокирования позиционных районов базирования системами ПРО противника.

Следует заметить, что обращение к тяжелой МБР на жидком топливе фиксирует продолжение устаревшей технической политики отставания в создании твердотопливных ракет с более эффективными боезарядами и бортовыми системами управления.

Мероприятия по модернизации системы предупреждения о ракетном нападении, а также повышению эффективности космической разведки в соответствии с ГПВ-2020 не могут быть качественно решены из-за использования в их конструкции до 70% импортных электронных элементов. В этом случае импортная начинка снижает надежность функционирования этих систем. Одновременно наблюдается резкое отставание российских космических аппаратов разведки и спутниковой системы раннего предупреждения о запуске баллистических ракет на два-три поколения от американских и европейских образцов («НВО» № 19, 2011), что также свидетельствует о неспособности российской системы создания вооружений надежно обеспечивать обороноспособность нашего государства.

Авиация – нет просвета

Госпрограммой запланирована модернизация дальних стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95. В 2003 году намечалась модернизация стратегического бомбардировщика Ту-160 с целью «научить» его бомбить противника старинными бомбами свободного падения. Причем в качестве перспективы планировалось освоить применение самолетами Ту-160 высокоточных корректируемых авиабомб. Подобная техническая политика применялась и к модернизации ракетоносцев Ту-95. В ГПВ-2020 эта порочная модернизация, похоже, прекращена. Теперь Ту-160, Ту-95 рассматриваются как воздушная компонента СЯС. При этом модернизация Ту-95 нецелесообразна по причине того, что все они изготовлены еще в 80-х годах прошлого века и к концу сроков ГПВ-2020 подлежат списанию. В свою очередь, полтора десятка Ту-160 не способны доставить ядерное оружие на расстояние ракетного удара, где их встретят истребители-перехватчики и средства ПВО противника.

Не в лучшем положении находятся в упомянутой программе фронтовые бомбардировщики Су-34 и штурмовики Су-25СМ. В их боекомплект входят управляемые ракеты Х-29Л, Х-25МЛ, С-25Л; корректируемые авиабомбы КАБ-500, КАБ-1500, а также неуправляемые ракеты С-8, С-13 и бомбы свободного падения. Такое оружие противоречит тому, что при создании современного авиационного вооружения должно быть реализовано главное боевое свойство – возможность поражения наземных и надводных целей без захода самолетов – носителей оружия в зону ПВО противника. Уместно напомнить слова начальника Генштаба Николая Макарова из его выступления 26 марта с.г. на собрании Академии военных наук: «Авиация должна наносить удары, не заходя в зону ПВО противника. Но найдите мне хоть один самолет в России, который это может сделать. Наш Су-25 лишь за 600–800 м наносит удар, а не за 60 или 100 км. Иначе просто не попадет». Штурмовики Су-25 применялись в Афганистане, и к концу войны их число достигло 50 штук, из которых было потеряно 23 штурмовика. А ведь в Афганистане современная ПВО у противника отсутствовала. Были ли из этого сделаны выводы?

В ГПВ-2020 включены вертолеты Ми-28НМ и Ка-52, которые создавались в советские времена. Основу боекомплекта этих вертолетов составляют ПТУР второго поколения «Атака» и «Вихрь», использование которых крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой больше, чем время реакции современных средств ПВО. Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолета до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для зенитного ракетно-пушечного комплекса малой дальности составляет 4-10 с. Наибольшей опасности эти вертолеты подвержены при стрельбе на дальности 4–6 км, что требует увеличения высоты полета для обеспечения надежного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолета, равной цене 3-4 танков, Ми-28НМ и Ка-52 с ПТУР второго поколения в условиях развития зарубежных средств ПВО не решают проблему поражения целей с учетом критерия «эффективность–стоимость». Следует напомнить, что тандемные БЧ ПТУР «Атака» и «Вихрь» плохо преодолевают динамическую защиту зарубежных танков с длиной элементов (снаряженных ВВ) 400–500 мм. Недопустимо оснащать дорогостоящие ударные вертолеты ПТУР второго поколения и БРЭО вчерашнего дня. Только установка ПТУР третьего поколения («выстрелил–забыл») и современного БРЭО позволит повысить эффективность вертолетного вооружения.

Представленные примеры свидетельствуют о затяжном кризисе в создании ВВТ, который отражен в ГПВ-2020.

Этот список можно продолжить, но объем газетной публикации не позволяет это сделать.

АСУ – голова всему

Автоматизированное управление оружием и войсками стало таким же решающим фактором, как количество и качество оружия, а соотношение уровней управления не менее важным, чем соотношение боевых средств. Автоматизированная система управления войсками и оружием позволяет руководить взаимодействием разнородных сил, определять наилучшие варианты ведения боевых операций и последовательность нанесения ударов. Создание современной автоматизированной системы управления Вооруженными силами провозглашено одной из приоритетных задач. Но проводимая недальновидная техническая политика с несоответствующими темпами перевооружения определяет, как можно скорее получить АСУ тактического звена, на которую потом будут замкнуты системы управления оперативного и оперативно-стратегического звена. Вместе с тем созданная за последнее десятилетие единая система управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие» проходит опытную эксплуатацию в мотострелковой бригаде. При этом утверждается, что ЕСУ ТЗ значительно повышает эффективность боевого управления, а значит, и боевую эффективность мотострелковой бригады. Такая оценка не состоятельна по следующим причинам. Доля старых вооружений в мотострелковой бригаде составляет не менее 90%. Следовательно, обслуживающие алгоритмы ЕСУ ТЗ отражают вчерашний уровень управления и боевую эффективность прошлого века. Следует напомнить, что американцы стали осуществлять перевод частей сухопутных войск на бригадную структуру с одновременным оснащением их новыми ВВТ. А в наших мотострелковых бригадах можно обнаружить следующее старье: танк Т-72, БМП-2, 152-мм САУ «Акация», 100-мм противотанковую пушку «Рапира», РСЗО «Град», ПТУР «Штурм-С» и др.

Насколько соответствуют реалиям боевой действительности алгоритмы ЕСУ ТЗ, свидетельствуют слова начальника Генштаба Николая Макарова о том, что самые захудалые артиллерийские системы западной армии имеют дальность стрельбы 41 км. При этом они ведут огонь высокоточными боеприпасами, а наши гаубицы Д-30, 2С3 «Акация», 2С1 «Гвоздика», 2С19 «Мста» способны поражать цели на дальностях от 15 до 21 км. При таких неудовлетворительных боевых характеристиках бесполезно в ЕСУ ТЗ организовывать решение задач планирования боевых действий российской артиллерии и ее применение в ходе боя.

Применительно к алгоритму ЕСУ ТЗ имеется мнение доктора военных наук, полковника Марата Валеева и кандидата военных наук, полковника Николая Ромася о том, что способы боевых действий определяются в большей степени характеристиками вооружения, чем достижениями в военном искусстве («Военная мысль» № 6, 2010). Это свидетельствует не в пользу повышения боеспособности наших бригад, оснащенных старым оружием и несовершенной ЕСУ ТЗ.

Особенностью современного этапа развития военной техники является появление оружия, которое изменяет тактику боевых действий. К такому оружию, например, относится сверхвысокочастотное (СВЧ), инфразвуковое и лазерное и др., представляющее интерес как функционирование новых образцов вооружения и учитывающееся в ЕСУ ТЗ, которая проходит опытную эксплуатацию.

ЕСУ ТЗ размещается на командно-штабных машинах, которые входят в состав пунктов управления (ПУ). Опыт тактических учений с использованием АСУ ТЗ обобщен в статье «Некоторые аспекты совершенствования системы управления общевойскового формирования нового облика» («Военная мысль» № 6, 2010) кандидатов военных наук полковника Николая Кузнецова и подполковника Александра Расчислова, в которой вскрыты следующие недостатки систем управления тактического звена при формировании ПУ:

–низкая живучесть АСУ ТЗ из-за значительного увеличения на ПУ количества личного состава, средств управления и транспорта;

–возрастание возможности средств разведки и поражения противника по вскрытию и поражению АСУ ТЗ.

Особое место в обеспечении функционирования системы управления занимает фортификационное оборудование районов развертывания ПУ. Созданные в структуре Сухопутных войск общевойсковые формирования имеющимися средствами не способны выполнять весь объем работ по фортификационному оборудованию ПУ. Как показали учения «Запад-2009», маскировка 50% средств управления ПУ осуществлялась с помощью подручных средств. При этом оказалось, что табельные маскировочные комплекты (МКТ) позволяют обеспечить маскировку только от оптических средств противника. Эти МКТ малоэффективны для маскировки ПУ от фототелевизионных, электронно-оптических, радиолокационных, лазерных средств разведки. При этом все они малоэффективны для маскировки движущихся объектов, тогда как современные разведывательно-ударные комплексы противника предназначены для поражения именно таких целей. Существующие недостатки маскировки позволят противнику с вероятностью 0,7 обнаружить и с вероятностью 0,9 уничтожить ПУ бригады, в котором ЕСУ ТЗ размещается в командно-штабных машинах. Мало создать ЕСУ ТЗ, надо еще уметь надежно защитить ее в боевых условиях.

Для сравнения

А как обстоят дела с АСУ у наших соперников?

Армия США получит к 2020 году новую систему управления вооруженными силами, которая обеспечит осуществление связи на всех уровнях управления, а также автоматизацию процесса принятия решения командирами всех уровней. В настоящее время продолжается ввод в строй новой АСУ ВС США GCCS (Global Command and Control System), которая позволяет автоматизировать процессы предупреждения о нападении, контролировать приведение ВС в боевую готовность, планировать и руководить боевыми действиями, предоставлять командованию оперативно-тактическую информацию, а также организовывать тыловое обеспечение. Глобальная система управления GCCS совершенствуется для сухопутных войск по программе «Энтерпрайз», для ВВС – «Горизонт», для ВМС – «Коперник». Например, завершение программы «Энтерпрайз» позволит решать следующие задачи: обнаруживать, распознавать и сопровождать несколько тысяч воздушных и наземных целей; автоматически наводить управляемое оружие на сотни целей; обеспечивать командиров всех уровней электронными картами текущей обстановки; управлять подчиненными подразделениями и осуществлять автоматизированную подготовку вариантов возможных действий войск в пределах ТВД.

Информация к размышлению

Минобороны предъявляет большие претензии к ОПК по поводу неспособности создавать новые ВВТ. Но как-то остается без внимания то, что Минобороны и ОПК входят в систему создания вооружений, которая в целом не отвечает требованиям обороноспособности России. К системе создания вооружений можно отнести: Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию; секцию по оборонно-промышленной и научно-технологической безопасности при Совете безопасности РФ; комитет Совета Федерации Федерального собрания РФ по обороне и безопасности; комитеты Государственной Думы по промышленности, обороне, безопасности; Научно-технический совет Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ; органы военного управления и научно-исследовательские организации Минобороны; Минпромторг; Минобрнауки; Минфин; Минэкономразвития; Роскосмос; государственную корпорацию «Росатом» и др. Все перечисленные субъекты ССВ, каждый по-своему, влияют на процесс создания ВВТ. Рассмотрим некоторые итоги такого влияния.

Секция по оборонно-промышленной безопасности при Совете безопасности РФ проявляет удивительную пассивность в своих рекомендациях правительству по вопросам форсированного научно-технологического переоснащения ОПК для создания новых ВВТ.

Практическая законодательная деятельность комитетов по обороне Совета Федерации и Госдумы за время своего существования не приостановила деградацию ОПК, искусственное банкротство предприятий, рейдерские захваты, воровство государственных средств, назначение некомпетентных руководителей и др.

Военно-промышленная комиссия в свое время оказалась неспособной увязать проведение реформ Вооруженных сил и ОПК. По этой причине президент Владимир Путин 20 марта 2006 года подписал указ о создании в новом формате ВПК, которая была призвана координировать процессы модернизации Вооруженных сил и реформирования ОПК. Со дня подписания указа прошло 5 лет, и можно подвести основные итоги. Вооруженные силы перешли на бригадную структуру. Сформировано 85 бригад постоянной готовности, но все они укомплектованы старым еще с советских времен оружием, доля которого составляет 90%. Поэтому Сухопутные войска, ВМФ, ВВС и ПВО обладают малой боеспособностью и неудовлетворительной боевой эффективностью, что подтвердила война в Грузии.

Минпромторг не смог выработать решения и механизмы по выводу ОПК из кризиса с положительными результатами. По этой причине наш ОПК не способен производить многие современные виды вооружений.

Наши военачальники считают, что главным критерием эффективности ОПК остается его способность выполнения ГПВ-2020. При этом ее реализацию нужно четко увязывать с новой Федеральной целевой программой (ФЦП-2020) развития ОПК, которая еще не утверждена. Следует заметить, что критерий эффективности должен иметь количественное представление и соответствующую методику расчета. Можно полагать, что в данном случае количественным представлением критерия эффективности ОПК является доведение к 2020 году доли современного оружия в войсках до 70%. Но, как было показано выше, это невыполнимо. Применительно к оценке эффективности ОПК наши военные ученые использовали критерий, по которому определялись временные возможности оборонной промышленности восполнять потери вооружений в гипотетической неядерной войне. Результаты моделирования показали, что наш ОПК уже через две недели будет не способен восполнять ожидаемые потери и осуществлять накопление войсковых запасов для ведения последующих боевых действий. В этом случае наша армия будет не способна отразить агрессию.

По своей сущности ОПК тоже «армия», которая должна быть оснащена современным производственным оборудованием и технологиями, а также высококвалифицированными специалистами, способными проектировать и осуществлять производство новых систем оружия. Но «армия» ОПК со своими доспехами оказалась небоеспособной. В последнее время Государственные программы вооружения сопровождаются федеральными программами, которые предназначались восстановить работоспособность ОПК. Но подобное сопровождение не может обеспечить реализацию ГПВ-2020. Сегодня сроки создания и внедрения нового оборудования промышленной базы значительно отстают от реальных потребностей создания ВВТ.

Одним из примеров деградации научно-технологических методов создания вооружений, не позволяющих быстро внедрять новые достижения из различных областей, является отсутствие координации многочисленных НИР, а также научно-технологических программ, что снижает эффективность исследований и не сокращает временные и финансовые затраты на создание научно-технологического задела для производства новых вооружений, который находится в неудовлетворительном состоянии.

Уместно напомнить о том, что на Минэкономразвития возложены обязанности разработки планов переоснащения оборонных предприятий и обеспечение их современным технологическим и станочным парком. Но о каком переоснащении ОПК можно говорить, когда только недавно утверждена концепция ФЦП «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на период 2011–2016 гг.». Концепция ФЦП – это еще не ФЦП. Уже более 20 лет известно, что со станкостроением у нас плохо. Подобные запоздалые решения вряд ли успеют повлиять на переоснащение ОПК производственным оборудованием для выполнения работ по ГПВ-2020. От станкостроения по неудовлетворительному состоянию не отстает электроника, которая во многом определяет боевые свойства вооружений и эффективность управления ими.

Довольно странно в структуре ССВ выглядит роль Минфина в урезании финансирования гособоронзаказа, что является подрывом обороноспособности страны.

Начальная стадия провала уже обозначена присутствием в ГПВ-2020 значительного количества модернизированных старых советских образцов, которые Минобороны выдает за современные вооружения.

Новый облик российской армии с 90% старых вооружений и провал предыдущих ГПВ, а также увеличивающийся военно-технологический отрыв ведущих государств с наращиванием их возможностей по созданию новых поколений систем оружия являются достаточным доказательством необходимости замены существующей порочной системы создания ВВТ.
Автор Михаил Михайлович Растопшин - кандидат технических наук
По материалам http://nvo.ng.ru/armament/2011-07-01/8_fail.html



Компания "Энергомаш" продавала американцам российские ракетные двигатели за половину стоимости затрат на их производство

Компания "Энергомаш" продавала американцам российские ракетные двигатели за половину стоимости затрат на их производство


Миллиардными убытками для нашей страны обернулись поставки в Америку российских ракетных двигателей. Проводившие проверку ОАО «НПО «Энергомаш» аудиторы Счётной палаты (СП) установили, что российские ракетные двигатели РД-180 для американских ракет-носителей «Атлас 5» продавались за половину стоимости затрат на их производство. Только в 2008–2009 годах потери от таких «успешных» продаж составили порядка 900 млн рублей – почти 70% всех убытков «Энергомаша». Это не всё. Наши двигатели помогли Америке продолжить развёртывание своей системы противоракетной обороны.

Прежнее руководство «Энергомаша» считает проверку Счётной палаты не чем иным, как местью. В качестве подтверждения – некая странная история с вымогательством крупной взятки, которую четыре года назад якобы требовали проверяющие, ничем так и не окончившаяся. Странно, что аудиторам пришлось ждать целых четыре года, чтобы «отомстить» к тому времени уже снятому с поста гендиректору, который к тому же вполне благополучно доработал до 2010 года, напоследок выписав своей команде директоров бонус в 100 годовых окладов рабочего «Энергомаша». Ходили слухи, что Пахомова уволили якобы за то, что он проигнорировал указание бывшего главы Роскосмоса Анатолия Перминова об интеграции предприятия с РКК «Энергия». Если бы распоряжение было выполнено, «Энергия» получила бы конкурентные преимущества в ущерб другим российским ракетным фирмам. А главное – Пахомов-де считал, что передача государственного предприятия «Энергомаш» (более 80% акций у государства) частному РКК «Энергия» (более 70% акций у частников) должна осуществляться с соблюдением законов о приватизации стратегических предприятий. За что, мол, с генеральным и свели счёты. Вопрос лишь в том, так ли это на самом деле.

Действительно, основная доля акционерного капитала ОАО «НПО «Энергомаш» принадлежит государству в лице Росимущества. «Но есть свои тонкости, – поясняет аудитор Счётной палаты Сергей Рябухин, – так как до недавнего времени фактическое руководство предприятием осуществляла управляющая компания, одновременно владевшая 20-процентным пакетом акций ОАО. Владельцы этой компании несколько раз менялись. А государство сумело установить контроль над НПО «Энергомаш» лишь в конце 2010 года».

Другими словами, пока государство не схватилось одновременно за голову и за карман, подсчитав убытки, всё шло замечательно. И у руководства «Энергомаша» не было никакого желания передавать столь удобную в плане контроля компанию «РКК «Энергия» с гораздо более эффективным негосударственным менеджментом, который мог в одночасье вскрыть все проблемы «Энергомаша». И гораздо быстрее, чем это сделала Счётная палата. Бесконтрольность же давала гораздо больше бонусов, нежели игра в паре с «Энергией». Отсюда и нежелание взаимодействовать, приведшее в итоге к конфликту с Роскосмосом и с Перминовым лично.

Кстати, и модернизацию НПО пришлось бы проводить в более прозрачном режиме – частник никогда не закрыл бы глаза на то, на что их закрывало государство. В частности, аудиторская проверка показала, что из 2,5 млрд рублей, которые государство перечислило на модернизацию «Энергомаша», целевым образом не было потрачено ни копейки. По словам аудитора Сергея Рябухина, в «Энергомаше» попросту игнорировали требования и директивы о необходимости модернизации предприятия. А вот куда делись 2,5 млрд рублей, ещё предстоит выяснить. Выяснять придётся и многое другое: скажем, почему миноритарным акционером ГК «Регион» был организован саботаж работы с целью продать государству свой пакет акций в восемь раз дороже реальной стоимости? Саботаж, как ни странно, закончился весьма успешно: в результате стоимость пакета, принадлежащего ГК «Регион» – а это крупнейший после государства акционер «Энергомаша», – выросла на целый миллиард рублей! На фоне подобных проделок как-то совсем уж мелковато выглядят иные нарушения. К примеру, руководители заключали договоры с заводом на аренду собственного автотранспорта, который использовался как служебный, и получали за это порядка 5 млн рублей в год.

Но это всё цветочки. Ягодки, как выяснилось, куда как опаснее для здоровья нашей страны.

Говорят, что сотрудничать с американцами ОАО «НПО «Энергомаш» начало в 1995 году при личном посредничестве Бориса Ельцина. На самом деле началось оно несколько раньше, в октябре 1992 года, когда «Энергомаш» запустил партнёрскую программу сотрудничества с «Пратт энд Уитни». Тогда же было подписано Соглашение по совместному маркетингу и лицензированию технологий с компаниями United technologies Co и «Пратт энд Уитни». «Энергомаш» назначил эти структуры своими представителями по маркетингу в отношении производства, использования или продажи двигательных установок и лицензируемых технологий по всем программам и контрактам в США.

Сотрудничество, правда, шло ни шатко ни валко. В январе 1994 года в опубликованном отчёте НАСА «Доступ в космос» впервые было упомянуто о возможности использования двигателей разработки «Энергомаша» в качестве основных маршевых двигателей. А в 1995-м российская компания подала заявку на участие в конкурсе двигателей для новой на тот момент американской ракеты-носителя Atlas IIAR. Конкурс объявила корпорация «Локхид Мартин Астронотикс», а у «друга Билла», как Ельцин называл своего американского коллегу Клинтона, были хорошие личные связи с руководством этой корпорации. В общем, Клинтон замолвил словечко, и НПО «Энергомаш» удалось неслыханным образом обойти всех конкурентов. А может, всё было и по-другому – наши двигатели действительно на тот момент были лучшими, а не просто самыми дешёвыми.

В «Энергомаше», к примеру, уверяют, что разработка двигателя РД-170 опередила аналогичные разработки в США на 8–10 лет. Как бы то ни было, в январе 1996 года компания «Локхид Мартин» объявила о выборе жидкостного ракетного двигателя РД-170 в качестве двигателя первой ступени ракеты-носителя Atlas IIAR.

Чтобы читатели представляли себе, что же такое ракетный двигатель, скажем, что вес такого агрегата стремится к 5,5 тонны. В двигателе задействованы не только сверхновые технологические разработки, но и сверхдорогие материалы. Есть версия – она нуждается в проверке, но высказывается серьёзными экспертами в области ракетных технологий, – что контракт с американцами мы получили не в последнюю очередь из-за низкой цены двигателей РД-170. Вначале такие потери можно было оправдать демпингом ради завоевания рынка. Но потом и рынок завоевали, и двигатель усовершенствовали, но в итоге РД-180, который поставлялся американцам в последние годы, должен был стоить как минимум на 40% дороже цены, указанной в контракте с американцами. Почему была предоставлена «скидка», вопрос открытый.

Формально Россия не участвует в американской системе ПРО. На днях генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен отклонил предложение российского президента создать «секторальную» систему ПРО с участием России и разграничением ответственности.

«НАТО не может передать ответственность за свою безопасность стране, не являющейся членом альянса», – объяснил на последовавшем брифинге генсек Расмуссен.

Тем не менее в ПРО задействованы наши компоненты, точнее упомянутые двигатели. Но вот в чём фокус: взамен мы, разумеется, не получаем возможности контролировать процесс да ещё и теряем деньги. А ведь именно проданные в США российские двигатели РД-180 отправили в космос первый спутник новой системы раннего обнаружения запусков баллистических ракет SBIRS, действующей в рамках системы ПРО НАТО. При этом двигатели РД-180 разрабатывались и сертифицировались исключительно для использования на американских ракетах-носителях семейства «Атлас». То есть наша страна – не без странного попустительства со стороны руководства «Энергомаша» – снабжала США элементами системы ПРО, которая теперь, по словам министра обороны России Анатолия Сердюкова, угрожает безопасности нашей страны!

На конец марта 2011 года Россия поставила в Америку 53 двигателя. Проведено шесть пусков ракетоносителей «Атлас 3» с двигателями РД-170 и 24 пуска ракетоносителей «Атлас 5» с двигателями РД-180. Все пуски прошли успешно, замечаний, касающихся работы двигателей, не поступало. При использовании российских двигателей прошли запуски орбитального аппарата для исследования лунной поверхности и аппарата для исследования лунных кратеров (LRO/LCROSS), космического аппарата для исследования поверхности Марса, космического аппарата для разведки Плутона и его спутника Харона в рамках программы «Полёт к Плутону». В этом году «Атлас 5» выведет в космос аппарат «Юнона», летящий к Юпитеру, и Марсианскую научную лабораторию.

И всё это – за полцены.

P.S. Когда материал был подготовлен к публикации, стало известно, что помимо Счётной палаты деятельностью «Энергомаша» заинтересовались в Генеральной прокуратуре и ФСБ. Мы будем информировать наших читателей о дальнейшем ходе этой неприглядной истории.
По материалам http://versia.ru/
ВО


Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar

Новости с северного кавказа

Два человека стали жертвами вооруженного конфликта...

Силовики в Чечне установили организатора мартовско...

Семь человек стали жертвами вооруженного конфликта...

Житель Хасавюрта обвинен в причастности к боевикам

Четыре человека стали жертвами вооруженного конфли...

На Северном Кавказе за пять лет предотвратили 300 ...

Один боевик убит в перестрелке в Дагестане

Пять жителей Чечни обвинены в причастности к боеви...

В ходе вооруженного конфликта на Северном Кавказе ...

Художественные фильмы о войне в Чечне

Художественный фильм Маршо (Свобода)

Художественный фильм Кавказская рулетка

Сериал "Спецназ"

Художественный фильм Ночь волка. (Ulvenatten)

Художественный фильм Александра

Художественный фильм "Стрелок"

Фото чеченской войны

Фото чеченской войны...

46 Особая бригада оп...

Фото чеченских боеви...

Новогодний штурм Гро...

Фото Павла Черкашина...

Фото чеченской войны

Нападение боевиков н...

Чечня. Грозный. Фото...

Чечня. Грозный. (вес...

Чеченская война

Фото войны. Чечня. Г...

«РАЗРУШЕННЫЙ ГОРОД»

Видео о войне в Чечне

БМП №320

Чистосердечное призн...

Карамахи. Хроника од...

15-й городок 101 ОсБ...

Кадыровские псы

Первая чеченская вой...

Интервью выживших из...

Полет на войну. Перв...

Два комбата

Джихад

Первая чеченская вой...

Российские тайны. Че...

Зарисовка. Грозный. ...

Чеченская пропаганда

Вторая чеченская вой...

Книги о войне в Чечне

Сергей Щербаков. Щенки и псы В...

Алексей Суконкин. Город Грозны...

Вячеслав Миронов. Капище (Чечн...

Андрей Ефремов (Брэм). Блокпос...

Анников Евгений Николаевич. Ги...

Гродненский Николай - Неоконче...

Фарукшин Раян. Не спешите нас ...

"Белая книга". Чечня...

Андрей Ильин. Шпион федерально...

Танки в боях за Грозный. Часть...

Валерий Киселев. Разведбат

Бабченко Аркадий - Аргун

военные песни

Хит специального назначения (2...

Армейские песни под гитару - 2...

Игорь Косарев - Возвращение

Песни разведчиков России и их ...

Юбилейный сборник лучших песен...

АРМЕЙСКИЕ ХИТЫ! Хиты под гитар...

Дембельская 5

Виталий Леонов: Город Грозный

Армейские песни под гитару(200...

Александр Коренюгин ''Саня 2''

А.Яковлев и А .Жуков - Парашют...

Упал – отжался! Или дембель не...