Желаете помочь сайту материально? Посмотрите информацию на сайте партнера

Данную информацию видят только незарегистрированные посетители


Китайский самолет-невидимка и русский след




Strategy Page«, США)

Редакционная статья

Американская
разведка считает, что технологии, лежащие в основе нового китайского
самолета-невидимки J-20, пришли из России. Пока особых протестов из
Москвы не слышно. Это может свидетельствовать о том, что компания «МиГ»
продала кое-какие технологии китайцам, скрыв сей факт от прессы. На
сегодня в мире построено и испытано в полете четыре истребителя с
технологией «стелс» (американские F-22 и F-35, российские Т-50 и 1.42).
Отмечается, что J-20 больше всего похож на 1.42. Это проект МиГ, который
был закрыт в 1997 году. Особенно похожа на 1.42 задняя часть китайского
самолета. Компания «МиГ» на протяжении десяти с лишним  лет
сталкивалась с финансовыми проблемами, и со временем российское
правительство выкупило ее, включив в состав новой российской авиационной
корпорации. Но до этого у некоторых руководителей компании был большой
соблазн: передать китайцам планы создания 1.42 в обмен на кругленькую
сумму в швейцарском банке либо просто заключить вполне законную сделку с
согласия правительства.

J-20 совершил свой первый полет 11
января. Произошло это спустя две недели после того, как кто-то заметил,
что самолет проходит рулежные испытания на заводской взлетно-посадочной
полосе в центральной части Китая. Существует два прототипа J-20: один с
российскими двигателями АЛ-31, и второй с китайскими WS-10A (копия
АЛ-31). Китай очень скупо делится информацией, и, очевидно, ему пришлось
смириться с тем, что летные испытания «невидимки» скрыть просто не
удастся. Основой для J-20 стали последние разработки боевых самолетов (в
частности, J-11). Самолету J-20 предстоит еще долгий путь
проектирования и строительства, и скорее всего, до стадии
технологической подготовки производства он изменит и размеры, и форму.
Поэтому вполне можно предположить, что J-20 это всего лишь опытный
образец на этапе разработки. Китайцы знают, насколько сложны самолеты
F-22 и F-35, и какое огромное количество технологий требуется для
создания настоящего самолета пятого поколения. Но Пекин уже
продемонстрировал готовность потратить десятилетия на совершенствование
своих возможностей по проектированию и строительству передовых систем
вооружений.

Хотя форма J-20 создает определенное впечатление
малозаметности (невидимости для радаров), электронная невидимость
обеспечивается в основном за счет специальных материалов, используемых в
самолетном покрытии. Неизвестно, насколько далеко китайцы продвинулись в
создании или в краже таких материалов. То же самое и с двигателями. Те
двигатели, которые используются сегодня, достаточны для проведения
предварительных летных испытаний, однако они неспособны обеспечить
крейсерский полет на сверхзвуковых скоростях (высокая скорость полета с
гораздо меньшим, чем обычно, расходом топлива). А это крайне важно для
J-20, поскольку Китай будет использовать такие самолеты поодиночке или в
составе небольших групп, чтобы находить американские авианосцы и
наносить по ним удары. Два года назад Китай объявил, что разрабатывает
двигатель WS-15, который обладает гораздо большей мощностью и подходит
для J-20. Но пока никто не называет точную дату начала производства
WS-15.

Для достижения превосходства над другими самолетами
истребителю J-20 нужна электроника (включая РЛС и оборонительные
системы), не уступающая F-35 и F-22. Но пока китайцы не смогли создать
те технологии, которые используются в американских истребителях. Однако
дистанция в этой гонке сокращается, причем быстрее, чем во времена
холодной войны, когда русские создавали или воровали военные технологии,
пробивая дорогу к военно-техническому паритету с Западом. Работа по
созданию J-20 началась в конце 1990-х, и тогда китайцы знали, что на
создание истребителя-бомбардировщика с технологией «стелс»
(конкурентоспособного) у них может уйти 25 лет, а то и больше.

J-20,
имеющий сдвоенный двигатель, выглядит как 36-40-тонный самолет, который
длиннее, чем F-35 или F-22 (24 м). F-35A весит 31 тонну и имеет один
двигатель, а F-22 при своем весе в 38 тонн немного больше. Самолет
проекта 1.42 имел вес 42 тонны, составляя в длину 19 метров, в то время
как длина 37-тонного Т-50 19,8 метра. J-20 выглядит как
истребитель-бомбардировщик, и самолет такого типа больше всего пригоден
для борьбы с кораблями ВМС США, а также с ключевыми целями на
тайваньской и японской территории. Похоже, что у этой машины больше
пространства для размещения оружия внутри, чем у J-22, и поэтому он
может нести большую оружейную нагрузку, в первую очередь,
противокорабельные ракеты. Многое говорит о том, что Китай планирует
подготовить J-20 к принятию на вооружение к концу десятилетия. И здесь
ключевую роль будет играть то, сможет он или нет создать или украсть к
этому времени необходимые технологии.

Разработка российского
истребителя пятого поколения была остановлена, когда в 1991 году
распался Советский Союз. По сути дела, в 90-е годы там застопорились все
работы по конструированию новых истребителей, причем на всех
предприятиях. Однако работы по созданию самолетов F-22, F-35,
Eurofighter и Rafale продолжались, и данные машины, примерно в
перечисленном порядке, стали на сегодня самыми современными
истребителями. В 1990-е годы проект 1.42 возобновили, но спустя
несколько  лет из-за нехватки финансов МиГ прекратил эти работы. А
конструкторы компании «Сухой» не прекращали разработку своего Т-50,
получая финансирование за счет активных продаж машин Су-27 и Су-30. Но
это пятое поколение самолетов может стать и последним поколением, когда
им на смену придут беспилотные боевые летательные аппараты второго
поколения (если беспилотники Predator и им подобные считать первым
поколением).

Оригинал публикации: J-20 And The Russian Connection

Опубликовано: 21/01/2011 17:43


http://inosmi.ru/fareast/20110122/165859528.html

FacebookTwitterGoogleVkontakteOdnoklassniki


Добавить комментарий

Войти с аккаунтом:



Группа ВКонтакте