Третий игрок в Курильском конфликте



Третий игрок в Курильском конфликте

Недавнее
обострение российско-японских отношений вокруг Южно-Курильских островов
продолжает оставаться в центре внимания зарубежных СМИ. 21 февраля
2011г. посол США в Москве был вызван в МИД РФ в связи с открытой
поддержкой Вашингтоном японских территориальных притязаний к России.
Данную ситуацию комментирует эксперт Института российско-китайского
стратегического взаимодействия Андрей Девятов.

После военного поражения Японии во Второй мировой войне в 1945г.
страна оказалась под американским военно-политическим зонтиком с
накачкой технологиями для экономики, ориентированной на экспорт. После
прохождения 60-летнего цикла, с 2005г., американцы стали тормозить
японский экспорт, побуждая японцев переориентироваться на внутренний
рынок.

Нет экспорта – нет долларовых доходов. Нет долларов – не на что
покупать сырье. Дефицит сырья для индустрии провоцирует Японию на
конфликт с Китаем (конкурент на рынке сырья) и Россией (кладовая сырья).
И притягивает к США, основному покупателю экспортной продукции,
надежному плательщику – эмитенту «всемирной валюты» (доллара) и главному
регулятору «мировой цены» на рынках сырья и топлива.

Поэтому в нынешнем диалоге Япония – КНР и Япония – РФ незримо
присутствует третий, а именно США. Этот третий и выступает получателем
выгоды от японо-китайских и японо-российских трений, где территориальный
вопрос – лишь повод оторвать Японию от союза йены с юанем и рублем и
намертво привязать ее к доллару.

Еще несколько лет назад, при прежнем президенте, Россия давала
понять японской стороне, что понимает трудность положения Японии, готова
обсуждать проблему принадлежности Курильских островов и даже идти по
ней на компромисс в форме осуществления совместных экономических
проектов на Южных Курилах и прилегающих к ним морских акваториях. Кроме
того, Токио предлагалась совместная разработка сибирских месторождений
углеводородного и другого сырья. Но взамен Япония должна была проявить
большую самостоятельность от США. Часть японской политической и
экономической элиты даже выказала сдержанный интерес к этим инициативам.
Но Вашингтон эти «поползновения» жестко пресек.

В середине 2010г. Кремль неформально провозгласил новую
внешнеполитическую доктрину России, которую условно можно сформулировать
как «опереться на Запад, нейтрализовать Юг и двигаться на Восток».
В рамках этой доктрины и на фоне «перезагрузки» отношений с США в
октябре 2010г. президент РФ посетил Южно-Курильские острова. С точки
зрения международного права все законно. А с точки зрения японского
самурайского духа Япония «потеряла лицо»! Затем обида наращивается
визитом на Южные Курилы министра обороны РФ с планами развертывания на
островах дополнительных вооружений. Поднялась шумиха в СМИ.

С геополитической точки зрения возникший конфликт вокруг некогда
принадлежавших Японии островов Дяоюйдао (Сенкаку) – ныне суверенитет
Китая – и Южно-Курильских островов – ныне суверенитет России – отражает
замысел США принудить Японию остаться в долларовой зоне после неизбежной
реформы мировой финансовой системы и выхода глобального рынка из
кризиса индустриального общества.

21 февраля 2011г. посол США в Москве был вызван в МИД в связи с
поддержкой США японских территориальных притязаний к России и заявлений
официальных представителей Госдепартамента США о принадлежности
Южно-Курильских островов Японии. Выгодный США скандал удался!

К тому же Россия в рамках «стратегического партнерства добрых
соседей» делает Китаю официальное предложение поучаствовать в
хозяйственном освоении Южно-Курильских островов, а именно в модернизации
портового хозяйства и строительстве завода по переработке рыбы и
морепродуктов для поставок продукции в Китай. Естественно, все это
весьма болезненно воспринимается в Японии и становится предлогом для
официального Токио по активизации курса на тесное сближение с США.

В сложившейся ситуации представляется актуальным инициировать
процесс гармонизации стран Северо-Восточной Азии: России, Китая, Японии,
обеих Корей и Монголии. Данный проект опирается на соглашения по
Туманганской программе ООН и имеет цель связать рынки стран ШОС, Японии и
Кореи морским железнодорожным паромом: Китай (Хуньчунь) –
70-километровый транзит через территорию России (Бухта Троицы, п.
Зарубино) – порт Сакчо (РК) – порт Ниигата (Япония) – порт Корсаков
(Сахалин). Единая ширина железнодорожного полотна и грузовая база в 10
млн. тонн в год делает проект для всех участников экономически выгодным.
Но для интересов США в АТР – политически и экономически
неблагоприятным.

Остается надеяться, что мировой финансовый кризис, вторая волна
которого ожидается в 2012г., подтолкнет правительства к идее о том, что гармония лучше противоборства,
и позволит руководству России выступить с соответствующей инициативой
на очередном саммите АТЭС-2012, который пройдет во Владивостоке.

По материалам Центра Стратегических Оценок и Прогнозов

Андрей Девятов
23/02/2011 17:30


Постоянный адрес :
http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=13&newsid=13514

FacebookTwitterGoogleVkontakteOdnoklassniki


Добавить комментарий

Войти с аккаунтом:



Группа ВКонтакте