Война в Чечне: видео, фото, документы, свидетельства
Главное меню

Комментарий к ст. 16 "О ветеранах" о "Мерах социальной поддержки ветеранов боевых действий"

Статья 16. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий

1. Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, включая ветеранов боевых действий, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. Согласно ст. 18 указанного Закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.

Порядок льготного исчисления выслуги лет на пенсию определяется постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.

В соответствии с п. 3 указанного постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным с военной службы (службы) военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается военная служба (служба) на льготных условиях:

а) 1 месяц службы за 3 месяца:

- в составе 64-го истребительного авиационного корпуса, принимавшего участие в боевых действиях, в период с ноября 1950 г. по июль 1953 г.;

- в воинских частях, штабах и учреждениях, находившихся на территории Венгрии в период боевых действий в этой стране, - с 24 октября по 10 ноября 1956 г., а при получении в указанный период ранения, контузии или увечья - и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях;

- в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам, - командированным в эти страны военным специалистам летного состава, независимо от их участия в боевых действиях, в период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1982 г.;

- на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы принимали участие в этих действиях, - с 1 декабря 1979 г. и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах;

б) 1 месяц службы за 2 месяца:

- в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам, - командированным в эти страны военным специалистам (кроме летного состава), независимо от их участия в боевых действиях, в период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1982 г.;

в) 1 месяц службы за 1,5 месяца:

- на минных тральщиках в период траления боевых мин;

- в управлениях соединений подводных лодок, находящихся в строю, и соединений минных тральщиков в период траления боевых мин - с 22 января 1952 г.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" от 9 февраля 2004 г. N 65 сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии:

а) 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;

б) время непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным выполнением задач в составе специальных сил и сил ОГВ (с) из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;

в) время непосредственного участия в составе специальных сил и сил ОГВ (с) в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца;

г) время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в составе специальных сил и сил ОГВ (с) в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.

В соответствии с п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые участникам боевых действий из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости.

2. Порядок и условия предоставления работникам отпусков без сохранения заработной платы регламентируются ст. 128 ТК РФ, согласно которой такой отпуск предоставляется по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. Кроме того, согласно указанной статье ТК РФ на работодателя возложена обязанность на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы отдельным категориям работников. Среди перечисленных в данной статье категорий работников отсутствует указание на ветеранов боевых действий, однако имеется ссылка на обязанность работодателя предоставлять работнику отпуск без сохранения заработной платы в других случаях, предусмотренных законодательством.

3. Отпуск без сохранения заработной платы военнослужащим законодательством о статусе военнослужащих и о порядке прохождения военной службы не предусмотрен, за исключением военнослужащих, являющихся Героями Советского Союза или Российской Федерации или награжденных орденом Славы трех степеней (п. 13 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237).

В соответствии с п. 5.1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе "О ветеранах", ежегодно предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток. Согласно п. 12 ст. 11 указанного Закона этот отпуск является дополнительным и в счет основного отпуска не засчитывается. Аналогичная правовая норма содержится также в подп. "б" п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, которым закреплено право военнослужащих, являющихся ветеранами боевых действий, на использование ежегодного отпуска в удобное для них время, и подтверждена в подп. "б" п. 12 ст. 29 данного Положения.

4. В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" участники боевых действий при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вне конкурса. Аналогичные правовые нормы содержатся также в п. 3 ст. 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

5. Специальные стипендии студентам очной формы обучения из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, установлены Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г. N 628. Согласно данному Указу выплата специальных стипендий студентам очной формы обучения из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, производится в размере 200 руб. в месяц.

Кроме того, в соответствии с Типовым положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. N 487, студентам, нуждающимся в социальной помощи, назначаются государственные социальные стипендии.

Размер государственной социальной стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть меньше полуторакратного размера стипендии, установленного законом для учреждения соответствующего уровня профессионального образования.

Студентам, являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий, государственные социальные стипендии назначаются в обязательном порядке.

Назначение государственной социальной стипендии осуществляется приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии образовательного учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в стипендиальном фонде.

Выплата государственной социальной стипендии производится один раз в месяц. Выплата стипендии приостанавливается при наличии задолженности по результатам экзаменационной сессии и возобновляется после ее ликвидации с момента приостановления выплаты указанной стипендии.

В соответствии с п. 7 Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942, студенты из числа ветеранов боевых действий в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими заключенных контрактов, отчисления из учебного заведения без уважительных причин, отказа приступить к работе без уважительных причин освобождаются от возмещения учебному заведению и работодателю затрат, связанных с установлением им государственных стипендий, других социальных пособий (доплат) и льгот с момента заключения контракта до получения диплома, а также от возмещения средств, затраченных работодателем на их обучение с момента заключения контракта до получения диплома (отчисления из учебного заведения).

6. Новая система социальной поддержки ветеранов боевых действий, складывающаяся после 1 января 2005 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, стала предметом анализа Конституционного Суда Российской Федерации.

Ряд социальных гарантий для ветеранов боевых действий был закреплен прежней редакцией ст. 16 Федерального закона "О ветеранах". Изменения, внесенные в данную статью п. 11 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, не могут получить надлежащую конституционно-правовую оценку вне связи с нормами иных законодательных актов, регламентирующих юридический статус этой категории граждан, без учета их места в системе действующего правового регулирования соответствующих отношений. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации проанализировал весь комплекс законодательных актов, обеспечивающих в настоящее время правовое регулирование социальной поддержки ветеранов боевых действий и пришел к следующим выводам:

1) п. 11 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ из п. 1 ст. 16 комментируемого Федерального закона (подп. 1) исключено указание на предоставление ветеранам боевых действий льгот по налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако такие льготы предусмотрены для них налоговым законодательством (в частности, подп. 3 п. 2 ст. 333.36 и подп. 4 п. 5 ст. 391 НК РФ);

2) признанный утратившим силу подп. 2 п. 1 ст. 16 комментируемого Федерального закона включал в состав мер социальной защиты ветеранов боевых действий возможность получения ими от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. устанавливал для них дополнительную льготу. Отмена таких льгот, как и их установление для тех или иных категорий граждан, относится к дискреционным полномочиям законодателя, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях;

3) исключив из перечня мер социальной поддержки ветеранов боевых действий безвозмездное предоставление жилых помещений в случае выселения из занимаемых жилых помещений (подп. 4 п. 1 ст. 16 комментируемого Федерального закона), федеральный законодатель сохранил при этом гарантии жилищных прав, закрепленные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для отдельных категорий военнослужащих, исходя из возможности совмещения их статусов (пп. 2 и 6 ст. 15);

4) подп. 8 п. 1 ст. 16 комментируемого Федерального закона в ранее действовавшей редакции ветеранам боевых действий была предоставлена возможность бесплатного пользования при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы. В редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ данный подпункт закрепляет сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях для ветеранов боевых действий, ранее приобретших право на такое обслуживание, на тех же условиях, которые были предусмотрены для них прежним правовым регулированием, и, вопреки мнению заявителя, не предполагает лишение данной категории граждан права на обслуживание в соответствующих медицинских учреждениях после выхода на пенсию, уточняя, однако, что такое обслуживание предоставляется им лишь в тех поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, но до выхода на пенсию;

5) подп. 17 п. 1 ст. 16 комментируемого Федерального закона ранее предусматривал для ветеранов боевых действий бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, сохранение оплаты труда (в размере 100% тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения. В новой редакции он прямо закрепляет право этих лиц на обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя и не может рассматриваться как возлагающий на ветеранов боевых действий бремя несения финансовых затрат в связи с получением новой профессии. Кроме того, право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации независимо от их правового статуса урегулировано ТК РФ (ст.ст. 196-208);

6) подп. 9, 12, 14 и 15 п. 1 ст. 16 комментируемого Федерального закона предусматривали предоставление ветеранам боевых действий таких прав и льгот, как бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при наличии медицинских показаний - первоочередное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения; ветеранам боевых действий, имеющим ранение, контузию или увечье, - бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов либо по их желанию оплата в размере 50% стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, признав указанные подпункты утратившими силу, одновременно внес в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ дополнения, предоставив в соответствии со ст.ст. 6.1 и 6.2 ветеранам боевых действий право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включаются дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая, в частности, обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При этом, по смыслу взаимосвязанных положений п. 5 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и ч. 3 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в новой редакции, граждане, имеющие право на получение перечисленных социальных услуг, с 1 января 2006 г. вправе самостоятельно определить для себя наиболее приемлемую форму получения названных мер социальной поддержки - денежную либо натуральную.

Кроме того, ветераны боевых действий в силу абз. 4 п. 5 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ являются получателями ежемесячной денежной выплаты, размер которой с 1 января по 31 декабря 2005 г. составлял 650 руб. Данная ежемесячная денежная выплата не подлежит конвертации в натуральную форму, по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, направлена на обеспечение гарантирования стабильности юридического статуса ветеранов боевых действий.

Соответственно признание абз. 2 п. 6 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ утратившими силу пп. 3 и 4 ст. 11 комментируемого Федерального закона, согласно которым права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены, а федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов данным Федеральным законом, являются недействительными, не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам боевых действий определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Это подтверждается и положениями ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления прав, льгот и гарантий в условиях нового правового регулирования, признанных за соответствующими категориями граждан в рамках прежней системы социального обеспечения.

Следовательно, сама по себе утрата силы пп. 3 и 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах" не может рассматриваться как допускающая произвольную отмену ранее установленных ветеранам боевых действий прав, льгот и гарантий и предполагающая возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед ветеранами боевых действий без предоставления им равноценной компенсации.

Вместе с тем в процессе совершенствования системы социальной защиты и социальной поддержки ветеранов боевых действий федеральному законодателю надлежит обеспечить ясное, четкое, непротиворечивое и недвусмысленное правовое регулирование соответствующих отношений, руководствуясь при этом вытекающим из взаимосвязанных положений ст. 1 (ч. 1), ст. 4 (ч. 2), ст. 15 (чч. 1 и 4), ст. 19 (ч. 1), ст. 76 (чч. 1 и 2) и п. 2 разд. 2 "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации принципом надлежащей структуризации федерального законодательства, с тем чтобы гарантировать должный уровень определенности и стабильности юридического статуса ветеранов боевых действий.

Предусматривая взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении), федеральный законодатель должен исходить из необходимости обеспечения ветеранам боевых действий как лицам с особым правовым статусом реальных возможностей располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме. Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к законодательному регулированию мер социальной поддержки таких лиц с особым правовым статусом, как военнослужащие, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. N 9-П).

Подпунктом 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" в ранее действовавшей редакции ветеранам боевых действий было предоставлено право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Названное законоположение предполагало, по своему смыслу, совместное участие Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обеспечении реализации ветеранами боевых действий данного права, обязывая федерального законодателя разработать общие принципы такого обеспечения, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в соответствии с этими принципами установить конкретный порядок и условия его реализации.

Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для ветеранов боевых действий, по сути, являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив ее, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, выполнивших свой долг перед Отечеством, возложенный на них Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 59). Исключив Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ соответствующую норму из Федерального закона "О ветеранах", федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерную и учитывающую многообразие жизненных ситуаций компенсацию, связанную с утратой ветеранами боевых действий возможности пользоваться бесплатным проездом независимо от места жительства.

В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П, изменение законодателем ранее установленных условий предоставления социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых ими в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями ст. 1 (ч. 1), ст.ст. 2, 18, 54 (ч. 1), ст. 55 (ч. 2) и ст. 57 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений, не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

При этом в рамках длящихся правоотношений Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ не может рассматриваться как не допускающий для лиц, у которых до 1 января 2005 г. возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых им нормах, реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом; при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены (п. 1 ст. 153).

Таким образом, с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также в силу п. 3 ст. 10 комментируемого Федерального закона в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, предусматривающего, что субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, являющиеся при этом их расходными обязательствами, в условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан предполагается возложение на субъекты Российской Федерации, которые, как следует из взаимосвязанных положений ст.ст. 1, 2, 7, 18 и 72 (п. "ж" ч. 1) Конституции Российской Федерации, совместно с Российской Федерацией в меру своих конституционных полномочий участвуют в реализации функций социального государства и несут ответственность в сфере социальной защиты, обязанностей по гарантированию ветеранам боевых действий, ранее имевшим право на бесплатный проезд на внутригородском транспорте общего пользования, в рамках новой системы социальной защиты возможности беспрепятственного пользования услугами городского транспорта. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера.

Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов и т.д.

Применительно к сфере оказания транспортных услуг населению данный подход нашел подтверждение, в частности, в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно п. 1 и подп. 12 п. 2 ст. 26.3 которого в установленных федеральным законом случаях отнесение к ведению субъектов Российской Федерации полномочия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородного и муниципального сообщения) может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 г. N 360-р субъектам Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусмотрены дотации.

При этом субъекты Российской Федерации, действуя в рамках своей компетенции и вытекающего из Конституции Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, при определении конкретных механизмов обеспечения ветеранам боевых действий возможности пользоваться услугами городского транспорта общего пользования (которые могут быть выражены в различных формах - бесплатный проезд, предоставление компенсационных выплат в целях приобретения проездных билетов, снижение стоимости проездных билетов и др.) должны исходить из совокупного объема предоставленных указанным лицам в натуральной и денежной формах мер социальной поддержки как на уровне Российской Федерации, так и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации.

Проверка же того, являются ли достаточными для этого установленные Российской Федерацией и дополнительно субъектом Российской Федерации ранее имевшим право на бесплатный проезд на внутригородском транспорте общего пользования ветеранам боевых действий меры социальной поддержки в натуральной и денежной форме и является ли - если субъект Российской Федерации не предусмотрел для ветеранов боевых действий право бесплатного проезда на внутригородском транспорте общего пользования - размер компенсационной выплаты в каждом конкретном случае с учетом всей совокупности предоставленных мер социальной поддержки равноценной заменой ранее признанного за указанными лицами данного права, не может быть осуществлена в порядке конституционного судопроизводства, поскольку связана с установлением фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена ст. 125 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Разрешение этого вопроса относится к прерогативе судов общей юрисдикции, которые при разрешении соответствующих споров должны оценивать весь комплекс юридически значимых обстоятельств и руководствоваться правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в его решениях.

В процессе совершенствования правового регулирования системы социального обеспечения ветеранов боевых действий федеральному законодателю надлежит - исходя из вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов единства конституционного статуса личности на всей территории Российской Федерации, равенства и справедливой социально оправданной дифференциации - выработать механизм обеспечения ранее приобретшим право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования ветеранам боевых действий реальной возможности воспользоваться услугами городского транспорта общего пользования за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно или преимущественно проживают, на сравнимых с установленными в данном субъекте Российской Федерации условиях.

Исходя из изложенного выше анализа Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 декабря 2005 г. N 502-О сделал вывод, что положение п. 11 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ о признании утратившим силу подп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность государств посредством совместного участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечить ранее имевшим право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования ветеранам боевых действий как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, поддержку для реализации ими в рамках новой системы социальной защиты возможности беспрепятственного пользования услугами городского транспорта общего пользования, форма которой подлежит установлению с учетом совокупного объема предоставленных указанным лицам в натуральной и денежной формах мер социальной поддержки на уровне Российской Федерации и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации.


Назад на "Льготы ветеранов боевых действий"







Метки страницы: Комментарий к ст. 16 "О ветеранах" о "Мерах социальной поддержки ветеранов боевых действий", комментарий к закону "О ветеранах", Комментарий к ст. 16 "О ветеранах", Комментарий к  "Мерам социальной поддержки ветеранов боевых действий", закон "о ветеранах" ст. 16 комментарий, Метки: Закон "О ветеранах", Федеральный закон "О Ветеранах", ст. 16 закона о ветеранах, ветераны боевых действий, Льготы ветеранов, льготы ветеранов боевых действий, льготы ветеранов боевых действий в Чечне, статья 16 о льготах, ветеранов боевых действий в Чечне, федеральный закон о ветеранах, статья 16 Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий