Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ливия: перспективы партизанской войны

А.А.Быcтров

В Триполи возобновились бои между бойцами Переходного национального совета (ПНС) и сторонниками М. Каддафи. При этом стычки происходят не только в самой ливийской столице, но и в ряде пригородов. Это свидетельствует только о том, что говорить о безоговорочной поддержке нового ливийского режима подавляющим большинством населения пока рано. Собственно это и так было ясно, исходя хотя бы из начального характера развития ливийского восстания. Все просто становится на свои места, и этот процесс будет усиливаться по мере ослабления непосредственного влияния НАТО на ситуацию чисто военными методами. К сожалению, повторяется афганский сценарий. Конечно, не под кальку, но говорить о том, что страна стремительно децентрализуется, можно уверенно. Четко прослеживается тенденция к усилению сопротивления по мере продвижения повстанцев с востока на запад, а провал всех попыток переговоров лидеров ПНС с шейхами западноливийских племен очень красноречив. И Каддафи здесь лишь символ, не более того. Именно в этом состоит кардинальная ошибка стран Запада, которые то ли всерьез, то ли по наивности считали, что Каддафи «достал» всех без исключения, и весь вопрос состоит исключительно в нем лично.

Естественно, что стычки в Триполи и его окрестностях скоро будут локализованы, как и не вызывает сомнение факт того, что Сирт скоро падет окончательно. Дело не в этих чисто временных признаках победы ПНС. Самое интересное начнется потом, когда, несомненно, начнется разброд в стане победителей, и будет усиливаться скрытое и явное противодействие их политике на западе страны. Кстати, не только там. Есть все основания предположить, что постепенно этот процесс придет и в восточные районы, поскольку накормить всех и быстро у ПНС вряд ли получится, несмотря на всю помощь «западников» и «заливников», а также размораживание финансовых авуаров на Западе.

Но это стратегия. А пока нам важно понять, есть ли предпосылки к возникновению очагов вооруженного сопротивления ПНС в самой Ливии, и с какого направления новым властителям ожидать удара.

Понятно, что каддафисты сохранили значителное количество сторонников в Триполи и его окрестностях, не говоря уже о западных районах страны. То есть существуют все условия для возникновения (а последние события это доказывают убедительно) антиправительственного подполья в центральной и западной частях Ливии. Естественно, что это не «понаехавшие», а постоянно проживающе в населенных пунктах местное население. Каддафи находился у власти значительный срок, и за это время постоянно проходила миграция населения с лояльных ему западных районов в столицу и ее окрестности. Выселить эту «пятую колонну» волевым решением руководители ПНС просто не смогут, а, скорее всего, они просто начнут делать жизнь этой категории более невыносимой, используя «негласный запрет на профессию» и другие административные меры. А это будет означать сохранение «тыловой базы» городских партизан на очень длительный срок.

К этому необходимо прибавить партизанские группы недовольных туарегов и берберов на западе, а также огромное количество по меркам этого региона «гуляющего оружия». Кстати, если его будет не хватать, то его будут охотно доставлять из Центральной Африки. Спрос рождает предложение. И вопрос здесь не только в политике, хотя, несомненно, что ряд африканских стран этого региона (Нигер, Мали, Буркина-Фасо и др.) симпатизируют полковнику, и «закроют глаза» на создание на территории своих стран тыловых баз каддафистов, что собственно мы уже и наблюдаем сейчас. Большую роль здесь будет играть и элементарный бизнес, поскольку Каддафи есть чем платить. По разным данным, на его руках до 25 млрд долларов, что вполне достаточно для того, чтобы финансировать повстанческое движение, даже если разделить эту сумму на десять. Недаром же появились данные о том, что сам Каддафи уже давно не в Сирте, а где-то на ливийско-нигерской границе. Не беремся утверждать это наверняка, но такой вариант выглядит абсолютно логичным, учитывая, что основная «фронда», скорее всего, пойдет именно с этого направления.

Если с зоной Сахеля все примерно понятно, то остаются вопросы с позицией Туниса, Египта и Алжира. Последний считали чуть ли не основным союзником полковника, но очевидно, что алжирцы хоть и не симпатизируют ПНС, активную позицию в вопросе противодействия новым ливийским властям занимать не будут. Собственно поэтому Каддафи с семьей (за исключением беременной дочери) и не ушел в Алжир. Власти Алжира отказали ему в этом по очень прозаичной причине: бизнес. Указанная позиция Алжира была просто куплена Дохой в обмен на заключение очень выгодных коммерческих контрактов. Переговоры на эту тему шли весь август, и в результате в самом скором времени вовсю должен заработать инвестиционный катарский фонд, который планирует направить в алжирскую экономику в качестве первоначального транша около 50 млн долларов. Они пойдут на модернизацию сталелитейного завода в Беллара. В этом проекте также участвует египетская «Эз Стил» и алжирский миллиардер Иссад Ребрад, который тесно связан с правительственными кругами Алжира. Катар «обрабатывает» алжирское руководство, начиная с 2009 года. С этого времени катарский эмир Хамед Бен Халифа Ат-Тани посещал Алжир не менее четырех раз, в том числе и для совместной соколиной охоты с алжирскими руководителями.

Активизировалась в Алжире и французская «Тоталь», которая объявила о начале совместных проектов с алжирскими компаниями по разведке природного газа месторождения Ашнет (планируемый объем добычи – 4 млрд куб. м в год, объем французских инвестиций – 2 млрд долларов; начало добычи 2015 год). В следующем году начнутся поставки газа с месторождений Тоаут (Газ де Франс) и северный Регган (Репсол). Эти же компании и начнут модернизацию газопровода на секторах Регган-Крешба и Крешба-Хасси. В планах же «Тоталь» разведка газа в районах Хасси Рмейл и Хасси Масауд.

Все сказанное абсолютно не означает факта возможной скрытой поддержки каддафистов с территории Алжира, так как необходимо учитывать общее недоверие алжирского руководства к новым ливийским властям, в которых сильны позиции радикальных исламистов.

Что же касается египетских властей, то они, безусловно, будут сохранять видимый нейтралитет. В свое время они предоставляли поддельные паспорта ливийским оппозиционерам и «закрывали глаза» на переброску оружия повстанцам через египетскую территорию. А с другой стороны, они же позволили летом с.г. из далеко не бескорыстных побуждений, доверенному советнику Каддафи М.Хуижу снять со счетов каирских банков и продать недвижимости и ценных бумаг на очень приличную сумму. Полковник имел в Египте целую сеть людей, не связанных официально с его режимом, и на имена которых было зарегистрировано большое количество банковских счетов и объектов недвижимости. По данным ряда экспертов, разрешение на эти операции давали люди из нынешнего военного руководства Египта, а общая сумма вырученного составила около 15 млрд долларов. И это было уже в августе. Сложно утверждать, что вырученная сумма являлась такой огромной, но то, что египетские авуары Каддафи были значительны, сомнений не вызывает. Так, что денег на партизанскую войну (и не только на нее) у бывшего ливийского лидера теперь предостаточно.

Начало